Дорогой друг!
 
История Александро-Невской лавры продолжается уже на протяжении трёх веков. Уникальная история, архитектура,  традиции, некрополь - всё это делает обитель интересной каждому человеку. Для того чтобы сделать изучение материала более привлекательным и целенаправленным Вам предлагается выбрать одну или несколько тем и на основе предложенных источников составить доклад и презентацию.
 
    Темы докладов
  1. Святой благоверный великий князь Александр Невский и основание Александро-Невского монастыря
  2. Александро-Невская лавра в период Российской империи.
  3. Александро-Невская лавра в советский период.
  4. Александро-Невская лавра и современное время.
  5. Роль Александро-Невской лавры в духовной жизни Санкт-Петербурга.
  6. Архитектурный ансамбль Александро-Невской лавры в системе традиций церковной архитектуры Востока и Запада.
  7. Александро-Невская Лавра – достопримечательность Санкт-Петербурга.
  8. Александро-Невская лавра – уникальный памятник истории и культуры России.
  9. Некрополь Александро-Невской лавры.
  10. О ком рассказывают надгробия Александро-Невской лавры.

     

    ПОРЯДОК РАБОТЫ
     

    1. Выберите одну из тем.

    2. Изучите предложенные интернет-ресурсы.

    3. По результатам работы составьте доклад.

    4. Доклад проиллюстрируйте презентацией.
    5. Выступите перед своими одноклассниками

    НЕМНОГО ИСТОРИИ

    Александро-Невская лавра - один из крупнейших архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга.

    Основание лавры связывается с исторической победой, одержанной великим русским полководцем Александром Невским над шведами на берегах Невы в 1240 году. В 1713 году в память о битве, состоявшейся, по преданию, на левом берегу Невы, при впадении в нее Черной речки, Петр I основал монастырь, куда в 1724 году перенесли из Владимира прах Александра Невского.

    Строительство монастыря продолжалось с перерывами па протяжении почти всего XVIII столетия. В создании ансамбля участвовали многочисленные мастера-строители, архитекторы, декораторы, живописцы и скульпторы.

    В 1715 году архитектор Д. Трезини составил проект "как быть всему каменному строению" монастыря. Двухэтажные монастырские здания, расположенные по сторонам монументального собора, были обращены к Неве и к саду на берегу реки.

    Начатые Трезини работы продолжал в 1720-х годах архитектор Т. Швертфегер. В композиционную идею своего предшественника он внес существенные изменения. Если Трезини предполагал устроить вход в собор со стороны Невы, т. е. с востока, что противоречило традициям культового зодчества, то после переработки проекта главными стали фасады собора и других зданий, обращенные на монастырский двор.

    Постройка собора по проекту Швертфегера из-за технических ошибок не была завершена. В 1755 году собор, угрожавший падением, был разобран.

    В 1741-1750 годах архитектор П. Трезини построил юго-восточное крыло двухэтажных монастырских корпусов, симметричное северо-восточному крылу.

    В 1755 году архитектор М. Д. Расторгуев разработал проект "циркумференций" - одноэтажных и двухэтажных корпусов, обрамляющих монастырский двор. Постройка "циркумференций" с угловыми (юго-западной и северо-западной) башнями и Митрополичьим домом в центре западной стороны каре продолжалась до 1774 года. В 1776 году началось сооружение нового монументального собора по проекту архитектора И. Е. Старова.

    Руководя постройкой собора, Старов в то же время реконструировал прилегающую к монастырю территорию, создал круглую площадь и закрепил ее границы постройкой надвратной монастырской церкви, каменной ограды и двух домов при въезде на площадь с Невского проспекта. Окончание постройки собора в 1790 году завершило формирование ансамбля.

    Северо-восточное крыло монастырского каре и Благовещенская церковь относятся к числу немногих в Ленинграде памятников архитектуры, возведенных в формах, характерных для русской архитектуры начала XVIII века. Юго-восточное крыло, Федоровская церковь, дворовые корпуса, две башни и Митрополичий дом сооружены в середине XVIII столетия, они типичны для русского барокко периода его расцвета. Собор - одно из крупнейших произведений русского классицизма.

    В ансамбле монастыря получили новое истолкование традиции древнерусского зодчества - четкость и ясность композиционного построения, основанного на противопоставлении монументального собора и угловых башен, замечательных по красоте пропорций и силуэта, горизонталям монастырских корпусов. В восприятии ансамбля большую роль играют зеленые массивы окружающих его садов и кладбищ. В 1936-1937 годах на территории монастыря создан музей - Ленинградский некрополь, в 1939 году реорганизованный в Музей городской скульптуры. В 1947 году музей был открыт для посетителей.
    .    

    ОЦЕНКА

    Критерии:
     
    1. правильность выполнения заданий;
    2. полнота выполнения заданий;
    3. лаконичность и чёткость;
    4. эстетичность;
    5. своевременность выполнения работы
    Соответствие работы всем критерия -"5"
    только  четырем -"4".
    трём - "3" и т.д.