Главная » Статьи » Классное руководство

Открытый классный час по профориентации: «Дороги, которые мы выбираем»


Открытый классный час по профориентации: 

«Дороги, которые мы выбираем»


Цель:

·        Профессиональная ориентация

 Задачи:

·        Собрать сведения для дальнейшей коррекционной работы с учащимися по вопросу профориентации;

·        Развивать креативное мышление;

·        Оказать помощь в самопознании и профессиональном самоопределении.

Кл. руководитель:

- Выбор профессии, профессиональное самоопределение – эти сочетания всё чаще звучат в вашей жизни. И неудивительно. Впереди ещё три года, а многие из вас ещё пребывают в нерешительном состоянии: кем быть?

Вопросы классу:

·        Почему так волнует проблема выбора?

·        Какие обстоятельства влияют на выбор будущей профессии?

 Кл. руководитель:

- Человек выбирает свою будущую профессию, выбирая свой жизненный путь. Ещё в 1908 году профессор Ф. Парсон выделил факторы успешного выбора профессии:

·        Правильная самооценка склонностей, способностей, интересов, возможностей;

·        Знание того, что нужно для успешной деятельности по избранной профессии;

·        Умение соотнести результаты самооценки со знаниями требований профессий.

 

- Кто вы? Какой вы? Какая вы личность?

  Уникальной практической системой анализа личности, как утверждают психологи, является «Психогеометрический тест-экспресс диагностики типа личности».

- Посмотрите на 5 фигур. Выберите ту фигуру, в отношении которой вы сможете сказать: «Это – я!». Если этот процесс вызывает у вас большие затруднения, тогда выберите ту, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите её под номером 1. Затем оставшиеся 4 фигуры «расставьте» в порядке вашего предпочтения.

 (Смотрите в приложении № 1)

 Кл. руководитель:

·        Скоро вы получите первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училище, работа – такие маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё два года, чтобы подумать, а выбрать есть из чего – в мире более 55 тысяч профессий! Сегодня мы поговорим о том, как правильно сделать этот выбор!

  Чтобы человеку легче было ориентироваться в мире профессий, учёные разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета труда:

 

·        Человек – природа

·        Человек – техника

·        Человек – человек

·        Человек – знаковая система

·        Человек – художественный образ

 

Ребята распределены по группам – работа в группах:

 

Задание для групп:

·        Каждой группе (5 групп) попался один тип профессии – необходимо подобрать как можно больше примеров профессий данного типа. (Затем команды выступают со своими сообщениями).

     Обсуждение. (Приложение № 2)

 

Классный руководитель:

 

- Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам всё станет ясно.

 

Задание для групп:

- Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов:

·        Школьная парта

·        Школьный учебник

·        Булочка

·        Фарфоровая чашка

·        Джинсы

(Ребята работают в группах, затем идёт обсуждение).

 

- Какие профессии повторяются?

- О чём это говорит?

 

Информация, подготовленная Герасимичевой Дарьей (сообщение):

 

- Известный русский историк и государственный деятель XVIII века В.Н. Татищев предложил такое распределение профессий:

·        Нужные науки – образование, здравоохранение, экономика, право;

·        Полезные науки – сельское хозяйство, биология, математика;

·        Щёгольские или увеселяющие науки – литература, искусство;

·        Тщетные науки – алхимия, астрология;

·        Вредительские науки – колдовство.

Кл. руководитель:

·        А теперь, ребята, проведём небольшой тренинг. На отдельных листочках напишите профессию, которая вам интересна. Складываем в мешочек ваши записки и перемешиваем. Ученики по одному тянут не глядя. Читаем. Хотели бы вы иметь эту профессию? (Эмоции – обсуждение, подойдёт ли эта профессия данному человеку?).

·        Ребята должны сделать вывод о последствиях случайного выбора профессии.

- Есть в русском языке хорошее выражение – «Найти себя»

- Как вы его понимаете? (Ответы ребят, обсуждение)

 

А теперь я вам предлагаю составить синквейн со словом профессия.

(Работа в группах – представление своего варианта синквейна).

 

Рефлексия:

·        Что я для себя узнал?

·        Чьё вступление понравилось больше всего?

·        Что изменилось в моём представлении о профессии?

 

Кл. руководитель:

·        Ребята, я хочу вас поблагодарить за прекрасную работу сегодня на нашей встрече и закончить наш разговор о профессиях словами К.Д. Ушинского: «Если вы правильно выберите труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».

  

Приложение № 1

Фигуры:

 

 


 

Прямоугольник –

·        Символизирует состояние перехода в изменения. Не удовлетворены тем образом жизни, который ведут сейчас. Заняты поисками лучшего. Изменения для них значимы. Характерно состояние запутанности, замешательства и неопределённости на данный момент времени. Поступки непоследовательны и непредсказуемы в течение переходного периода. Могут меняться даже в пределах одного дня. Низкая самооценка, стремятся стать лучше. Молниеносные, крутые, непредсказуемые. Смущают, настораживают людей. Общение с другими людьми им просто необходимо.  Позитивные качества: любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему, определённая смелость. Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни. Легко усваивают новое. Но они очень доверчивы, внушаемы и наивны. Ими легко манипулировать.

 

Квадрат –

·        Неутомимый труженик. Характерно трудолюбие, усердие, выносливость, терпение, методичность. Высококлассный специалист в своей области. Неутомимая потребность в информации. Слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Любят раз и навсегда заведённый порядок. Не по душе сюрпризы, постоянно «упорядочивают» вещи и людей вокруг себя. Становятся отличными администраторами, исполнителями, но редко бывают хорошими менеджерами. Рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными людьми.

 

Треугольник –

·        Эта форма символизирует лидерство. Благодаря энергии и силе личности достигают намеченных целей. Являются мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Ищут эффективное в данных условиях решение. Уверенные, хотят быть первыми во всём. Постоянно соперничают и конкурируют с другими, имеют установку на победу, выигрыш, успех. Бывают нетерпеливы, рискуют. С большим трудом признают свои ошибки. Видят то, что хотят видеть, поступают по-своему. Треугольники честолюбивы, стремятся сделать карьеру. Прежде. Чем взяться за дело, задают себе вопрос: «А что я буду с этого иметь?». Великолепные менеджеры, умеют представить руководству значимость собственной работы и работы своих подчинённых. Чувствуют выгодное дело, могут «столкнуть лбами» своих противников. Отрицательное качество – направленность на себя. Не щепетильны в отношении моральных норм, когда идут к своей цели. Треугольники заставляют вращаться всех и вся вокруг себя. Без них жизнь потеряла бы свою остроту.

 

Круг –

·        Мифологический символ гармонии. Заинтересован в хороших межличностных отношениях. Самый доброжелательный из пяти форм. Круг – лучший слушатель, сопереживает, эмоционально отзывчив. Быстро распознаёт притворщика, обманщика. Круги – высокопопулярны среди коллег по работе. Как руководители – слабы. Стараются угодить каждому, пытаются сохранить мир, избегают занимать «твёрдую позицию». В конфликте уступают первыми. Не отличаются решительностью, не умеют подать себя и свою команду должным образом. Над кругами берут верх. Но их это не очень волнует. Проявляют твёрдость, если дело касается вопросов морали и справедливости. Можно сказать, что круг – прирождённый психолог. Однако, чтобы стать во главе серьёзного, крупного бизнеса, Кругу не хватает организационных навыков.

 

Зигзаг –

·        Символизирует креативность, творчество хотя бы потому, что это самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая. Зигзаг, скорее всего, истинный мыслитель, инакомыслящий. Имеет развитое эстетическое чувство. Ему нравится творческое комбинирование исходных между собой идей, создание на этой основе чего-то нового, оригинального. Остроумны, бывают язвительны, склонны видеть мир постоянно меняющимся. Рутина, шаблон, инструкции – это не для них. Их раздражают строго фиксированные обязанности. Им жизненно необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Хотят быть полностью независимыми от коллег. Зигзаг – самый восторженный и возбудимый из всех пяти фигур. Новую идею готов поведать всему миру. Их несдержанность и экспрессивность часто мешают проводить им свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей. А без этого материализация идеи невозможна. Они не слишком настойчивы в том, чтобы довести дело до конца. С утратой новизны теряют интерес к самой идее.

 

 

 

 Приложение № 2

Профессии определённого типа:

 

Человек – природа:

·       Ветеринар, агроном, гидролог, селекционер, зоотехник, кинолог, эколог, мелиоратор, геолог…

 

Человек – техника:

·       Водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик, машинист, строитель, автослесарь, горнорабочий…

 

Человек – человек:

·       Учитель, врач, журналист, продавец, медицинская сестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер…

 

Человек – знаковая система:

·       Бухгалтер, учёный, экономист, лингвист, математик, программист, нотариус…

 

Человек – художественный образ:

·       Художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер, скульптор, дирижёр, поэт, композитор, фотограф …

 

 

 

 

Категория: Классное руководство | Добавил: C()BR@ (14.03.2014)
Просмотров: 2595
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: