Главная » Статьи » Классное руководство |
Открытый классный час по профориентации: «Дороги, которые мы выбираем» Цель: ·
Профессиональная
ориентация Задачи: ·
Собрать сведения
для дальнейшей коррекционной работы с учащимися по вопросу профориентации; ·
Развивать
креативное мышление; ·
Оказать помощь в
самопознании и профессиональном самоопределении. Кл. руководитель: -
Выбор профессии, профессиональное самоопределение – эти сочетания всё чаще
звучат в вашей жизни. И неудивительно. Впереди ещё три года, а многие из вас
ещё пребывают в нерешительном состоянии: кем быть? Вопросы
классу: ·
Почему так
волнует проблема выбора? ·
Какие
обстоятельства влияют на выбор будущей профессии? Кл. руководитель: -
Человек выбирает свою будущую профессию, выбирая свой жизненный путь. Ещё в
1908 году профессор Ф. Парсон выделил факторы успешного выбора профессии: ·
Правильная
самооценка склонностей, способностей, интересов, возможностей; ·
Знание того, что
нужно для успешной деятельности по избранной профессии; ·
Умение соотнести
результаты самооценки со знаниями требований профессий.
- Кто вы? Какой вы? Какая вы личность? Уникальной практической системой анализа
личности, как утверждают психологи, является «Психогеометрический тест-экспресс
диагностики типа личности». - Посмотрите на 5 фигур. Выберите ту фигуру, в отношении которой вы сможете сказать: «Это – я!». Если этот процесс вызывает у вас большие затруднения, тогда выберите ту, которая первой привлекла ваше внимание. Запишите её под номером 1. Затем оставшиеся 4 фигуры «расставьте» в порядке вашего предпочтения. (Смотрите в приложении № 1) Кл. руководитель: ·
Скоро вы получите
первый документ об образовании. Для кого-то этот документ станет и билетом в
самостоятельную жизнь. Средние учебные заведения, училище, работа – такие
маршруты ждут тех, кто уже сделал свой выбор. Для остальных будет ещё два года,
чтобы подумать, а выбрать есть из чего – в мире более 55 тысяч профессий!
Сегодня мы поговорим о том, как правильно сделать этот выбор! Чтобы человеку легче было ориентироваться в
мире профессий, учёные разделили их на 5 типов, в зависимости от предмета
труда:
·
Человек – природа ·
Человек – техника ·
Человек – человек
·
Человек –
знаковая система ·
Человек –
художественный образ
Ребята распределены по группам – работа
в группах:
Задание
для групп: ·
Каждой группе (5
групп) попался один тип профессии – необходимо подобрать как можно больше
примеров профессий данного типа. (Затем команды выступают со своими
сообщениями). Обсуждение.
(Приложение № 2)
Классный
руководитель:
-
Как в капле воды можно увидеть море, так и в любом рукотворном предмете можно
увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие
профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам всё станет ясно.
Задание
для групп: -
Составьте список профессий, которые нужны для изготовления таких предметов: ·
Школьная парта ·
Школьный учебник ·
Булочка ·
Фарфоровая чашка ·
Джинсы (Ребята
работают в группах, затем идёт обсуждение).
-
Какие профессии повторяются? -
О чём это говорит?
Информация,
подготовленная Герасимичевой Дарьей (сообщение):
-
Известный русский историк и государственный деятель XVIII века В.Н. Татищев предложил такое распределение
профессий: ·
Нужные науки –
образование, здравоохранение, экономика, право; ·
Полезные науки –
сельское хозяйство, биология, математика; ·
Щёгольские или
увеселяющие науки – литература, искусство; ·
Тщетные науки –
алхимия, астрология; ·
Вредительские
науки – колдовство. Кл.
руководитель: ·
А теперь, ребята,
проведём небольшой тренинг. На отдельных листочках напишите профессию, которая
вам интересна. Складываем в мешочек ваши записки и перемешиваем. Ученики по одному
тянут не глядя. Читаем. Хотели бы вы иметь эту профессию? (Эмоции – обсуждение,
подойдёт ли эта профессия данному человеку?). ·
Ребята должны
сделать вывод о последствиях случайного выбора профессии. -
Есть в русском языке хорошее выражение – «Найти себя» -
Как вы его понимаете? (Ответы ребят, обсуждение)
А
теперь я вам предлагаю составить синквейн со словом профессия. (Работа
в группах – представление своего варианта синквейна).
Рефлексия: ·
Что я для себя
узнал? ·
Чьё вступление
понравилось больше всего? ·
Что изменилось в
моём представлении о профессии?
Кл.
руководитель: ·
Ребята, я хочу
вас поблагодарить за прекрасную работу сегодня на нашей встрече и закончить наш
разговор о профессиях словами К.Д. Ушинского: «Если вы правильно выберите труд
и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».
Приложение № 1 Фигуры:
Прямоугольник – ·
Символизирует
состояние перехода в изменения. Не удовлетворены тем образом жизни, который
ведут сейчас. Заняты поисками лучшего. Изменения для них значимы. Характерно
состояние запутанности, замешательства и неопределённости на данный момент
времени. Поступки непоследовательны и непредсказуемы в течение переходного
периода. Могут меняться даже в пределах одного дня. Низкая самооценка,
стремятся стать лучше. Молниеносные, крутые, непредсказуемые. Смущают,
настораживают людей. Общение с другими людьми им просто необходимо. Позитивные качества: любознательность,
пытливость, живой интерес ко всему происходящему, определённая смелость.
Открыты для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни. Легко усваивают
новое. Но они очень доверчивы, внушаемы и наивны. Ими легко манипулировать.
Квадрат
– ·
Неутомимый
труженик. Характерно трудолюбие, усердие, выносливость, терпение, методичность.
Высококлассный специалист в своей области. Неутомимая потребность в информации.
Слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Любят раз и навсегда
заведённый порядок. Не по душе сюрпризы, постоянно «упорядочивают» вещи и людей
вокруг себя. Становятся отличными администраторами, исполнителями, но редко
бывают хорошими менеджерами. Рациональность, эмоциональная сухость и холодность
мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными людьми.
Треугольник
– ·
Эта форма
символизирует лидерство. Благодаря энергии и силе личности достигают намеченных
целей. Являются мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать
ситуацию. Сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Ищут эффективное в
данных условиях решение. Уверенные, хотят быть первыми во всём. Постоянно
соперничают и конкурируют с другими, имеют установку на победу, выигрыш, успех.
Бывают нетерпеливы, рискуют. С большим трудом признают свои ошибки. Видят то,
что хотят видеть, поступают по-своему. Треугольники честолюбивы, стремятся
сделать карьеру. Прежде. Чем взяться за дело, задают себе вопрос: «А что я буду
с этого иметь?». Великолепные менеджеры, умеют представить руководству
значимость собственной работы и работы своих подчинённых. Чувствуют выгодное
дело, могут «столкнуть лбами» своих противников. Отрицательное качество –
направленность на себя. Не щепетильны в отношении моральных норм, когда идут к
своей цели. Треугольники заставляют вращаться всех и вся вокруг себя. Без них
жизнь потеряла бы свою остроту.
Круг
– ·
Мифологический
символ гармонии. Заинтересован в хороших межличностных отношениях. Самый
доброжелательный из пяти форм. Круг – лучший слушатель, сопереживает,
эмоционально отзывчив. Быстро распознаёт притворщика, обманщика. Круги –
высокопопулярны среди коллег по работе. Как руководители – слабы. Стараются
угодить каждому, пытаются сохранить мир, избегают занимать «твёрдую позицию». В
конфликте уступают первыми. Не отличаются решительностью, не умеют подать себя
и свою команду должным образом. Над кругами берут верх. Но их это не очень
волнует. Проявляют твёрдость, если дело касается вопросов морали и
справедливости. Можно сказать, что круг – прирождённый психолог. Однако, чтобы
стать во главе серьёзного, крупного бизнеса, Кругу не хватает организационных
навыков.
Зигзаг
– ·
Символизирует
креативность, творчество хотя бы потому, что это самая уникальная из пяти фигур
и единственная разомкнутая. Зигзаг, скорее всего, истинный мыслитель,
инакомыслящий. Имеет развитое эстетическое чувство. Ему нравится творческое
комбинирование исходных между собой идей, создание на этой основе чего-то
нового, оригинального. Остроумны, бывают язвительны, склонны видеть мир постоянно
меняющимся. Рутина, шаблон, инструкции – это не для них. Их раздражают строго
фиксированные обязанности. Им жизненно необходимо иметь большое разнообразие и
высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Хотят быть полностью независимыми
от коллег. Зигзаг – самый восторженный и возбудимый из всех пяти фигур. Новую
идею готов поведать всему миру. Их несдержанность и экспрессивность часто
мешают проводить им свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке
конкретных деталей. А без этого материализация идеи невозможна. Они не слишком
настойчивы в том, чтобы довести дело до конца. С утратой новизны теряют интерес
к самой идее.
Приложение № 2 Профессии определённого типа:
Человек
– природа: · Ветеринар, агроном, гидролог, селекционер, зоотехник, кинолог,
эколог, мелиоратор, геолог…
Человек
– техника: · Водитель, слесарь, инженер, конструктор, лётчик,
машинист, строитель, автослесарь, горнорабочий…
Человек
– человек: · Учитель, врач, журналист, продавец, медицинская
сестра, воспитатель, официант, юрист, парикмахер…
Человек
– знаковая система: · Бухгалтер, учёный, экономист, лингвист, математик,
программист, нотариус…
Человек
– художественный образ: · Художник, актёр, режиссёр, артист, дизайнер,
скульптор, дирижёр, поэт, композитор, фотограф …
| ||||||||||
Категория: Классное руководство | Добавил: C()BR@ (14.03.2014) | ||||||||||
Просмотров: 2595 |
Всего комментариев: 0 | |