Главная » Статьи » Методическая копилка » Обществознание |
Культура Культура ( лат) — возделывание, культивирование почвы. Культура- все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты. Культура в узком смысле - степень воспитанности человека. Элементы культуры: 1.Духовная-созданная в процессе духовного творчества (произведения искусства) 2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности( средства труда, культурно-бытовые сооружения) Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных( футбол- болельщики, символика, чемпионаты). Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое ( творчество Пушкина) Культурные универсалии- нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества ( мировая мода). Функции культуры: 1. Познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе 2. Оценочная – определение системы ценностей 3. Регулятивная – формирование системы норм и требований 4. Информативная – передача опыта, ценностей 5. Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей 6. Социализации – усвоение норм и культурных ролей.
Пути развития культуры: 1. Накопление культурных ценностей а) вертикальное- передача культурных ценностей от поколения к поколению ( евклидова геометрия-геометрия Лобачевского) б) горизонтальное — наследование целого художественного произведения( сонеты Шекспира в 19 и 21 веке) 1. Новаторство Формы культуры: 1. Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: « искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству. Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться, мир возвратится в состояние варварства. Выделил черты « массового человека»: -рост жизненных запросов -врождённая неблагодарность -плывёт по течению 1. Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель -получить коммерческую выгоду. Сленговое название- кич, китч(в переводе с нем.)- дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема.Пассивное потребление. Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт - соединение элитарной и массовой культуры ( Бах в современной обработке) 1. Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры. 2. Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности. Доминирующая культура- совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов ( типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д. ) Европоцентризм - течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной. Американоизм - течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу. Афроизм( негритюд) - течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру. Диалог культур( Бахтин)- взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов. Разновидности культуры: 1. Субкультура- часть общей культуры, присущей большой социальной группе ( молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная) 2. Контркультура- субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями ( хиппи)
Мораль Мораль ( лат) – нравственный, относящийся к характеру. Мораль- совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей. Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле. Этика- наука о морали. Признаки морали: 1. всеобщность 2. добровольность Функции морали: 1. познавательная 2. регулятивная 3. воспитательная 4. мотивационная 5. прогностическая 6. аксиологическая ( формирует ценности) Моральная система включает в себя: - моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества - моральные ценности Ценность- положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Существует 7 фундаментальных ценностей: 1. польза- экономика 2. господство-политика 3. справедливость- социальная сфера 4. истина 5. красота 6. добро- духовная сфера 7. свобода- все сферы Основные категории морали: 1. Добро- положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло. Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок. 1. Долг- осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами. 2. Стыд- осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих. 3. Совесть- способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному. 4. Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение. 5. Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души. 6. Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования. Золотое правило морали Канта ( категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.
Нравственность- степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни. Этапы нравственного поведения: 1. человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания 2. ----------------------------------------------------, так как дорожит мнением других людей 3. ----------------------------------------------------, так как его поведение определяется определёнными принципами. Духовность-обращённость человека к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу. Альтруизм- бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. « Живи для других».
Мировоззрение Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов. Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично. Роль мировоззрения: 1. даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности. 2. позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: « хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте». 3. позволяет определить истинные ценности жизни. Исторические типы мировоззрения: 1. мифологическое 2. религиозное 3. философское 4. научное Формы мировоззрения: 1. мироощущение - эмоциональный опыт человека 2. мировосприятие - интеллектуальный опыт человека Уровни мировоззрения: 1. жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте 2. теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами Типы мировоззрения: 1. обыденное ( житейское) и научное 2. прогрессивное и реакционное 3. оптимистическое и пессимистическое 4. религиозное и атеистическое 5. теоцентризм( приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм( человека), социоцентризм, наукоцентризм. Фундаментализм- религиозный фанатизм. 6. 6. Гуманистическое - человек, как часть природы ответственен за её сохранность - бережное отношение к человеческой жизни - физическое и нравственное здоровье человека - признание равноправия различных мировоззрений - достоинство личности - созидательный труд на благо общества - доброжелательные отношения между людьми
Наука и образование
Наука - особая система знаний - система специфических организаций с работающими в них людьми ( НИИ) - особый вид деятельности, система научных исследований. Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Функции науки: 1. теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний 2. культурно-мировоззренческая 3. практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности 4. 4. социальная -исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития -управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов) - определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества 1. производственная 2. прогностическая Классификация наук: по предмету познания 1. естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира ( физика, химия, математика) 2. общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей( социология, экономика, обществознание) 3. гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики( философия, история) 4. технические - служат практическим целям( радиоэлектроника, химия полимеров) по удалённости от практики 1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику 2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем Этические нормы науки: 1. социальная ответственность учёного ( клонирование) 2. бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность 3. общечеловеческие требования и запреты ( плагиат) Черты современной науки: - всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом - незавершённость - дифференцированность- различные направления и школы - интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ Инновация- нововведение. Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.
Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию. Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства. Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния. Функции образования: 1. трансляция культуры в обществе. 2. Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе. 3. Социальная селекция ( размещение в социальной структуре) 4. проведение социальных и культурных изменений в обществе 5. обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности. Обязательным является полное среднее образование. Основные направления в развитии образования: 1. демократизация 2. компьютеризация 3. интеграция — компетентностный подход 4. интернационализация - единая система образования 5. гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам 6. гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам 7. профилизация
Тенденции в развитии образования: - должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры - переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями) - развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования - возрастание роли образования в формировании гражданской позиции - повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности
Уровни образования: Общее образование -дошкольное -начальное -основное общее -среднее (полное) общее -дополнительное Профессиональное образование -начальное -среднее ( лицей) -высшее ( колледж) а) бакалавриат б) магистратура
Искусство.
Искусство в широком смысле- художественное творчество в целом Искусство в узком смысле- изобразительное искусство( живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах. Эстетика- наука о красоте. Платон- « искусство- подражание миру чувственных предметов, тень теней». Возникновение искусства связано с магией и религиозными верованиями. Особенности искусства: 1. эмоционально-чувственное постижение мира 2. локальность- отражение только тех компонентов, которые вызывают эстетическую реакцию автора 3. субъективность-отражение мира автора 4. компенсаторность- стремление преодолеть узость стеореотипного восприятия окружающей действительности Функции искусства: 1. познавательная 2. информационная 3. ценностно-ориентирующая 4. коммуникативная 5. эмоционально-рефлекторная ( эстетическое отражение действительности) 6. гедонистическая. Гедонизм- система взглядов, в основе которой лежит стремление к удовольствию и отвращению от страданий как смыслу жизни 7. эстетическая 8. утешительно -компенсаторная – восстанавливает утраченную гармонию.
Вид искусства - конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале ( литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство). Виды видов искусства: 1. простое — в основе одно средство художественного выражения( поэзия-слово) 2. сложное ( театр, балет) 1. изобразительное — отражение действительности как она есть ( фотография) 2. выразительное- образ не аналогичен действительности ( фотошоп) 3. реальное ( Шеллинг) — музыка, живопись, архитектура, скульптура 4. идеальное- литература 1. пространственное- пластичное- архитектура, фото, скульптура 2. временное- динамичное- литература, музыка 1. пространственно -динамичное — синтетические зрелища - театр
Жанр искусства - специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом( эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке). Подлинность произведений искусства определяют только специалисты и культурно подготовленная публика.
Религия Религия- вера в сверхъестественные силы и поклонение им. Возникает так как человек был не в состоянии объяснить явления природы и действительности. Роль религии в жизни общества: «+» 1. один из компонентов духовной культуры 2. один из институтов общества 3. специфический тип мировоззрения 4. совокупность моральных принципов 5. активно участвует в жизни общества 6. одно из средств социального контроля 7. сообщество людей, связанных единой верой 8. компенсаторная функция - утешение «-» 1. способствует развязыванию войн 2. страх как фактор поддержания религиозности 3. догматичность. Конфессиональный - религиозный В малых культурах существовало 2 основных религии - тотемизм и анимизм. Тотемизм ( Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой. Обычно каждый род имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках. Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема. Фетишизм- поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства. Анимизм ( Шталь, Тайлор) — вера в одушевлённость природы, существование души и духов. Спиритизм - общение с духами. Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями. Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром. Виды религий: по количеству богов 1. монотеистические 2. политеистические по решению проблем спасения 1. через собственную деятельность ( буддизм) 2. через посредника-спасителя по степени легализации 1. институциональная- верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви 2. внеинституциональные- модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида по степени распространения 1. национальные ( локальные) 2. мировые Вебер : бюрократ-конфуцианство, маг-индуизм,монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник- христианство. Особенности мировых религий: 1. распространены на всех континентах 2. вера в единого бога 3. эгалитарность -проповедование равенства 4. прозелитизм-стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания Буддизм. Возник в 6 веке до н.э. В Индии. В основе легенда о принце Гаутаме. Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца. Похоронную процессию, погружённого в раздумия аскета. Дерево бодха - древо познания. Будда - просветлённый. Смысл буддизма: 1. страдания правят миром. 2. Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями. Танха -желание. -жажда чувственных удовольствий -жажда процветания -жажда к уничтожению 1. уйти от страданий можно погрузившись в нирвану. Нирвана- покой, блаженство. Сансара- круговорот рождения и смерти. 2. Есть путь погружения в нирвану. Заповеди буддизма: 1. Ахинса - непричинение вреда живому 2. не брать чужой собственности 3. не касаться чужой жены 4. не говорить неправды 5. не пить вина Реинкарнация - учение о перерождении душ. Священная книга - Типитака ( 3 корзины) Направления буддизма: 1. Махаяна - Большая колесница- широкий путь спасения 2. Хинаяна- Малая колесница- узкий путь для монахов-отшельников. Верховный жрец - Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.
Христианство. Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи. В основе легенда о великом мессии Христе. 1054- разделение на православие и католицизм. 16 век, реформация в германии, появление протестантизма. Православие - правильное учение. - идея центризма - Бог- центр мироздания - идея творения - идея откровения ( любое знание - божественное) - идея грехопадения - идея конца света и страшного суда - идея спасения и воскресения для вечной жизни - 10 заповедей - священная книга- Библия Ветхий завет ( история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа) Новый завет( предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие -благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна. Католицизм- всемирная. - догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание - дух-эманация - производная Бога-отца - учение о чистилище - централизованность церковной организации - безошибочность папы в вопросах веры и нравственности - нерасторжимость таинства брака - целибат-безбрачие духовенства - крестное знамение слева направо - богослужение на латыни - крещение через возлияние воды на голову Протестантизм - публично доказывающий. - спасение личной верой - священство всех верующих - исключительный авторитет Библии - церковь не посредник между Богом и людьми - молитвенные дома без пышности - из таинств только крещение и причастие Основные формы протестантизма: 1. Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа. 2. Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника. 3. Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон. 4. Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники. 5. Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой. Ислам- предание себя Богу, покорность. Возник в 7 в. на Аравийском полуострове. В основе легенда о пророке Мухаммеде. Хиджра- переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления. Заповеди ислама: 1. исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его. 2. Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет. 3. Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката. 4. Милостыня 1 раз в 1 год. 5. Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу. Мюридизм - воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават - священную войну против неверных. Теократическое государство - государство в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти. Священная книга- Коран. Сура-глава. Шариат- система мусульманского права. Течения ислама: - суннизм- власть не в руках потомков пророка - шиизм- власть в руках потомков пророка, имамов Типы религиозных организаций: 1. церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная. 2. Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами. 3. Деноминация- секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру( кальвинизм) 4. культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту .Разновидности культа: - магия ( колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы -умилостивительный культ- комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу. Депривация- положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.
Локальные религии. Конфуцианство. Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. « 24 примера сяо».Идеал совершенного человека- цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга. Даосизм. Китай. Дао-путь. Человек- посредник, « передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип у вэй - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала- Инь - темное, Ян -светлое. Иудаизм. Палестина. Бог Яхве. Зороастризм. Иран. Культ огня и чистоты. Синтоизм. Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками -дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших. Талисманы. Индуизм. Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный. Ясперс- теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, послужило толчком для развития культур востока и запада.
| |
Категория: Обществознание | Добавил: C()BR@ (06.05.2015) | |
Просмотров: 373 |
Всего комментариев: 0 | |