Главная » Статьи » Методическая копилка » Обществознание

материалы для подготовки к егэ по теме "культура"

Культура

Культура ( лат) — возделывание, культивирование почвы.

Культура- все виды преобразовательной деятельности, а так же её результаты.

Культура в узком смысле - степень воспитанности человека.

Элементы культуры:

1.Духовная-созданная  в процессе духовного творчества (произведения искусства)

2.Материальная - созданная в процессе производственной деятельности( средства труда, культурно-бытовые сооружения)

Культурный комплекс- совокупность культурных черт или элементов, возникших на базе исходного элемента и функционально с ним связанных( футбол- болельщики, символика, чемпионаты).

Культурное наследие-часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое ( творчество Пушкина)

Культурные универсалии- нормы, ценности, традиции, присущие всем культурам, независимо от географического положения, исторического периода и социального устройства общества ( мировая мода).

Функции культуры:

1.     Познавательная - формирование представлений о народе, стране, эпохе

2.     Оценочная – определение системы ценностей

3.     Регулятивная – формирование системы норм и требований

4.     Информативная – передача опыта, ценностей

5.     Коммуникативная – тиражирование культурных ценностей

6.     Социализации – усвоение норм и культурных ролей.

 

Пути развития культуры:

1.     Накопление культурных ценностей

      а) вертикальное- передача культурных ценностей от поколения к поколению

       ( евклидова геометрия-геометрия Лобачевского)

      б) горизонтальное — наследование целого художественного

   произведения( сонеты Шекспира в 19 и 21 веке)

1.     Новаторство

Формы культуры:

1.     Элитарная. Создаётся привилегированной частью общества либо по заказу профессиональными творцами. Её девиз: « искусство для искусства». Трудна для восприятия неподготовленного человека, не имеет коммерческой выгоды. Стремится к новаторству.

 Ортега-и-Гасет считал, что элитарная культура даёт возможность избранным художественным натурам противостоять толпе. Если вторжение массовой культуры будет продолжаться,  мир возвратится в состояние варварства. Выделил черты « массового человека»:

-рост жизненных запросов

-врождённая неблагодарность

-плывёт по течению

1.     Массовая. Сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления в индустриальном обществе. Не выражает изысканных вкусов или духовных поисков. Самая широкая аудитория. Утверждает простые и понятные представления. Демократична. Цель -получить коммерческую выгоду. Сленговое название- кич, китч(в переводе с  нем.)- дешёвка. Занимательна. Серийна. Тиражируема.Пассивное потребление.

Фрейд считал, что при её потреблении действует механизм заражения. Мидкульт - соединение элитарной и массовой культуры ( Бах в современной обработке)

1.     Народная. Создана анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Может быть индивидуальной, групповой, массовой. Связана с религиозной субкультурой. Является частью мировой культуры.

2.     Экранная. Связана с компьютерной революцией. Выход в мир информации. Широкая аудитория. Большие возможности.

Доминирующая культура- совокупность норм и ценностных ориентаций, распространённых во всём обществе и обязательных для всех членов ( типичное поведение, следование определённым обычаям и т. д. )

Европоцентризм - течение, в основе которого идея избранности западной культуры, как наиболее цивилизованной.

Американоизм - течение, в основе которого особая культурная миссия США как цивилизации, родившейся в борьбе за свободу.

Афроизм( негритюд) - течение, в основе которого возвышение африканской культуры, в основе которой лежит эмоциональное отношение к миру.

Диалог культур( Бахтин)- взаимопроникновение культур, духовное сближение больших культурных регионов.

Разновидности культуры:

1.     Субкультура- часть общей культуры, присущей большой социальной группе ( молодёжная, национальных меньшинств, профессиональная, криминальная)

2.     Контркультура- субкультура, которая противоречит доминирующей, находится в конфликте с господствующими ценностями ( хиппи)

 

 

                                                 Мораль

Мораль ( лат) – нравственный, относящийся к характеру.

Мораль- совокупность нравственных норм, регулирующих поведение людей.

Моральные отношения связаны с представлениями о добре и зле.

Этика- наука о морали.

Признаки морали:

1.     всеобщность

2.     добровольность

Функции морали:

1.     познавательная

2.     регулятивная

3.     воспитательная

4.     мотивационная

5.     прогностическая

6.     аксиологическая ( формирует ценности)

Моральная система включает в себя:

-       моральные нормы- должные образцы поведения, соответствующие ценностям общества

-       моральные ценности

Ценность- положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Существует 7 фундаментальных ценностей:

1.     польза- экономика

2.     господство-политика

3.     справедливость- социальная сфера

4.     истина

5.     красота

6.     добро- духовная сфера

7.     свобода- все сферы

Основные категории морали:

1.     Добро- положительные качества, которых придерживается общество в целом или отдельный человек. Антоним-зло.

Добродетель- совокупность положительных качеств и поступков. Антоним- порок.

1.     Долг- осознание личностью безусловной необходимости исполнения того, что заповедуется моральными идеалами.

2.     Стыд- осознание личностью своего несоответствия принятым нормам или ожиданиям окружающих.

3.     Совесть- способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному.

4.     Милосердие - сострадательное, доброжелательное отношение.

5.     Честь - внутреннее достоинство человека, благородство души.

6.     Счастье - эмоциональное состояние, при котором человек испытывает удовлетворённость условиями своего существования.

Золотое правило морали Канта ( категорический императив) — поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы они поступили с тобой.

 

 Нравственность- степень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в повседневной жизни.

Этапы нравственного поведения:

1.     человек не совершает дурных поступков, так как боится наказания

2.     ----------------------------------------------------, так как дорожит мнением других людей

3.     ----------------------------------------------------, так как его поведение определяется определёнными принципами.

Духовность-обращённость человека  к высшим ценностям, идеалу, стремление усовершенствовать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу.

Альтруизм- бескорыстные действия, направленные на благо и удовлетворение потребностей другого человека. Ввел понятие Конт. « Живи для других». 

  

 

 Мировоззрение 

Мировоззрение - целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.

Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.

Роль мировоззрения:

1.     даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.

2.     позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: « хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».

3.     позволяет определить истинные ценности жизни.

Исторические типы мировоззрения:

1.     мифологическое

2.     религиозное

3.     философское

4.     научное

Формы мировоззрения:

1.     мироощущение - эмоциональный опыт человека

2.     мировосприятие - интеллектуальный опыт человека

Уровни мировоззрения:

1.     жизненно-практический - не систематичен, базируется на здравом смысле и повседневном опыте

2.     теоретический - опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами

Типы мировоззрения:

1.     обыденное ( житейское) и научное

2.     прогрессивное и реакционное

3.     оптимистическое и пессимистическое

4.     религиозное и атеистическое

5.     теоцентризм( приоритет Бога), природоцентризм, антропоцентризм( человека), социоцентризм, наукоцентризм. Фундаментализм- религиозный фанатизм.

6.     6.     Гуманистическое

- человек, как часть природы ответственен за её сохранность

- бережное отношение к человеческой жизни

- физическое и нравственное здоровье человека

- признание равноправия различных мировоззрений

- достоинство личности

- созидательный труд на благо общества

- доброжелательные отношения между людьми

 

 

Наука и образование

 

Наука           - особая система знаний

-       система специфических организаций с работающими в них людьми ( НИИ)

-       особый вид деятельности, система научных исследований.

Цель науки: описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

Функции науки:

1.     теоретико- познавательная - проникновение в сущность вещей, накопление научных знаний

2.     культурно-мировоззренческая

3.     практически –деятельностная -участие в преобразующей деятельности

4.     4.     социальная

-исследование жизни и деятельности человека, достижение наиболее благоприятных условий для развития

-управление процессами социального развития( разработка концепций, формулирование законодательных актов)

- определение путей и способов практического использования добытых знаний - превращение науки в производительную силу общества

1.     производственная

2.     прогностическая

Классификация наук:

по предмету познания

1.     естественные - позволяют раскрыть структуру материального мира ( физика, химия, математика)

2.     общественные - поведенческие науки, изучающие взаимодействие людей( социология, экономика, обществознание)

3.     гуманитарные - дают описательно-оценочные характеристики( философия, история)

4.     технические - служат практическим целям( радиоэлектроника, химия полимеров)

                                     по удалённости от практики

1. фундаментальные – отсутствует прямая ориентация на практику

2. прикладные – ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально – практических проблем

Этические нормы науки:

1.     социальная ответственность учёного ( клонирование)

2.     бескорыстный поиск и отстаивание истины, объективность

3.     общечеловеческие требования и запреты ( плагиат)

Черты современной науки:

-       всеохватность - не ограничена временем, пространством, объёмом

-       незавершённость

-       дифференцированность- различные направления и школы

-       интегрированность- синтез знаний, комплексный анализ

Инновация- нововведение.

Парадигма- система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный период.

 

Образование - целенаправленная познавательная деятельность по получению знаний, умений и навыков, их совершенствованию.

Образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.

Цели образования: приобщение индивида к достижениям цивилизации, сохранение культурного достояния.

Функции образования:

1.     трансляция культуры в обществе.

2.     Формирование у молодого поколения ценностных ориентаций, господствующих в данном обществе.

3.     Социальная селекция ( размещение в социальной структуре)

4.     проведение социальных и культурных изменений в обществе

5.     обеспечение человека системой знаний и умений, необходимых для успешной деятельности.

Обязательным является полное среднее образование.

Основные направления в развитии образования:

1.     демократизация

2.     компьютеризация

3.     интеграция — компетентностный подход

4.     интернационализация -  единая система образования

5.     гуманизация -особое внимание уделяется личности, её интересам

6.     гуманитаризация - усиленное внимание к гуманитарным и общественным дисциплинам

7.     профилизация

 

Тенденции в развитии образования:

-       должно быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры

-       переход к непрерывному образованию ( самосовершенствование на протяжении всей жизни, ликвидация пробелов, переподготовка в связи с меняющимися условиями)

-       развитие компетентности, являющейся основой конкурентноспособности, усиление практической направленности образования

-       возрастание роли образования в формировании гражданской позиции

-       повышение роли образования в развитии творческого потенциала личности

 

Уровни образования:

Общее образование

-дошкольное

-начальное

-основное общее

-среднее (полное) общее

-дополнительное

Профессиональное образование

-начальное

-среднее ( лицей)

-высшее ( колледж)

а) бакалавриат

б) магистратура  

 

 

Искусство.

 

Искусство в широком смысле- художественное творчество в целом

Искусство в узком смысле- изобразительное искусство( живопись, скульптура, графика), высокая степень умения, мастерства

Искусство- специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах.

Эстетика- наука о красоте.

Платон- « искусство- подражание миру чувственных предметов, тень теней».

Возникновение искусства связано с магией и религиозными верованиями.

Особенности искусства:

1.     эмоционально-чувственное постижение мира

2.     локальность- отражение только тех компонентов, которые вызывают эстетическую реакцию автора

3.     субъективность-отражение мира автора

4.     компенсаторность- стремление преодолеть узость стеореотипного восприятия окружающей действительности

Функции искусства:

1.     познавательная

2.     информационная

3.     ценностно-ориентирующая

4.     коммуникативная

5.     эмоционально-рефлекторная ( эстетическое отражение действительности)

6.     гедонистическая. Гедонизм- система взглядов, в основе которой лежит стремление к удовольствию и отвращению от страданий как смыслу жизни

7.     эстетическая

8.     утешительно -компенсаторная – восстанавливает утраченную гармонию.

 

Вид искусства - конкретный способ художественного освоения мира, воплощающий образы в определённом материале ( литература, живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, балет, кино, цирк, фотоискусство).

Виды видов искусства:

1.     простое — в основе одно средство художественного выражения( поэзия-слово)

2.     сложное ( театр, балет)

1.     изобразительное — отражение действительности как она есть ( фотография)

2.     выразительное- образ не аналогичен действительности ( фотошоп)

3.     реальное ( Шеллинг) — музыка, живопись, архитектура, скульптура

4.     идеальное- литература

1. пространственное- пластичное- архитектура, фото, скульптура

2. временное- динамичное- литература, музыка

1.     пространственно -динамичное — синтетические зрелища - театр

 

Жанр искусства - специфические свойства художественной формы и содержания произведений искусства какой-либо эпохи, народа или мира в целом( эпос, драма в литературе, пейзаж, натюрморт в живописи, вокал, инструментальная в музыке).

Подлинность произведений искусства определяют только специалисты и культурно подготовленная публика. 

 

 

Религия

Религия- вера в сверхъестественные силы и поклонение им.

Возникает так как человек был не в состоянии объяснить явления природы и действительности.

Роль религии в жизни общества:

«+»

1.     один из компонентов духовной культуры

2.     один из институтов общества

3.     специфический тип мировоззрения

4.     совокупность моральных принципов

5.     активно участвует в жизни общества

6.     одно из средств социального контроля

7.     сообщество людей, связанных единой верой

8.     компенсаторная функция - утешение

«-»

1.     способствует развязыванию войн

2.     страх как фактор поддержания религиозности

3.     догматичность.

Конфессиональный - религиозный

В малых культурах существовало 2 основных религии - тотемизм и анимизм.

Тотемизм  ( Лонг)— вера в животных и растения, обладающих сверхъестественной силой.  Обычно каждый род  имел свой тотем. На него накладывалось табу при употреблении в пищу, за исключением специально предусмотренных обрядов. Содержание тотемных животных в храмах. Подражание тотему в плясках. Партогенезис- вера в возможность зачатия от тотема.

Фетишизм- поклонение неодушевлённому предмету, имеющему божественные свойства. Может иметь форму идолопоклонства.

Анимизм ( Шталь, Тайлор) — вера в одушевлённость природы, существование души и духов.

Спиритизм - общение с духами.

Магия – набор обрядов, с помощью которых пытаются установить контакт с сверхприродными сущностями.

Шаманизм – комплекс представлений о способах взаимодействия с потусторонним миром.

Виды религий:

по количеству богов

1.     монотеистические

2.     политеистические

по решению проблем спасения

1.     через собственную деятельность ( буддизм)

2.     через посредника-спасителя

по степени легализации

1.     институциональная- верующие связаны системой отношений, единство вероучения, догмы — секта, церкви

2.     внеинституциональные- модернистские объединения — культы, неустойчивые секты, субъективная религия индивида

по степени распространения

1.     национальные ( локальные)

2.     мировые

Вебер : бюрократ-конфуцианство, маг-индуизм,монах-буддизм, воин-ислам, бродячий ремесленник- христианство.

Особенности мировых религий:

1.     распространены на всех континентах

2.     вера в единого бога

3.     эгалитарность -проповедование равенства

4.     прозелитизм-стремление обратить в свою веру людей другого вероисповедания

Буддизм.

Возник в 6 веке до н.э. В Индии.

В основе легенда о принце Гаутаме.  Выйдя за пределы дворца, увидел покрытого язвами больного, сгорбленного годами старца. Похоронную процессию, погружённого в раздумия аскета. Дерево бодха - древо познания. Будда - просветлённый.

Смысл буддизма:

1.     страдания правят миром.

2.     Причиной страданий является жизнь с её страстями и желаниями.

Танха -желание.

-жажда чувственных удовольствий

-жажда процветания

-жажда к уничтожению

1.     уйти от страданий можно погрузившись в нирвану. Нирвана- покой, блаженство. Сансара- круговорот рождения и смерти.

2.     Есть путь  погружения в нирвану.

Заповеди буддизма:

1.     Ахинса - непричинение вреда живому

2.     не брать чужой собственности

3.     не касаться чужой жены

4.     не говорить неправды

5.     не пить вина

Реинкарнация - учение о перерождении душ.

Священная книга - Типитака ( 3 корзины)

Направления буддизма:

1.     Махаяна - Большая колесница- широкий путь спасения

2.     Хинаяна- Малая колесница- узкий путь для монахов-отшельников.

Верховный жрец - Далай-лама, столица — тибетский город Лхаса.

 

 Христианство.

Возникло в 1 веке, в Палестине, в части Римской империи.

В основе легенда о великом мессии Христе.

1054- разделение на православие и католицизм.

16 век, реформация в германии, появление протестантизма.

Православие - правильное учение.

-       идея центризма - Бог- центр мироздания

-       идея творения

-       идея откровения ( любое знание - божественное)

-       идея грехопадения

-       идея конца света и страшного суда

-       идея спасения и воскресения для вечной жизни

-       10 заповедей

-       священная книга- Библия

Ветхий завет ( история сотворения мира, еврейского государства, Нагорная проповедь Христа)

Новый завет( предания о жизни и деятельности Христа). Евангелие -благая весть, от Марка, Матфея, Луки, Иоанна.

Католицизм- всемирная.

-       догмат о непорочном зачатии Девы Марии, и её широкое почитание

-       дух-эманация -  производная Бога-отца

-       учение о чистилище

-       централизованность церковной организации

-       безошибочность папы в вопросах веры и нравственности

-       нерасторжимость таинства брака

-       целибат-безбрачие духовенства

-       крестное знамение слева направо

-       богослужение на латыни

-       крещение через возлияние воды на голову

Протестантизм - публично доказывающий.

-       спасение личной верой

-       священство всех верующих

-       исключительный авторитет Библии

-       церковь не посредник между Богом и людьми

-       молитвенные дома без пышности

-       из таинств только крещение и причастие

Основные формы протестантизма:

1.     Лютеранство. Критерий веры – Библия. Отрицают роль свободы. Богочеловеческая природа Христа.

2.     Цвинглианство. Отменён целибат. Приход сам выбирает проповедника.

3.     Кальвинизм. Недоверие к мистике. Суверенитет Бога – главная власть во всём. Трактовка Библии с позиций Библии. Нет монашества. Нет обрядов, музыки, свечей, икон.

4.     Англиканство. Основа – учение отцов Церкви. Непризнание Папы. Руководство веры – молитвенники.

5.     Анабаптизм. Против церковного авторитета. Крещение не младенцев, а взрослых, так как это осознанная вера в пророческий дар. Каждый судья над самим собой.

Ислам- предание себя Богу, покорность.

Возник в 7 в. на Аравийском полуострове.

В основе легенда о пророке Мухаммеде.

Хиджра- переселение из Мекки в Медину, начало мусульманского летоисчисления.

Заповеди ислама:

1.     исповедание. Нет Бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его.

2.     Молитва. Ежедневная 5-кратная. С 7 лет.

3.     Пост 1 раз в год 1 месяц. Рамазан. С рассвета до заката.

4.     Милостыня 1 раз в 1 год.

5.     Хадж- 1 раз в жизнь посетить святые места. Мекка, 7 раз обойти и поцеловать Каабу.

Мюридизм - воинственное течение ислама, подразумевающее подчинение духовному вождю-имаму и газават - священную войну против неверных.

Теократическое государство - государство в котором духовенство играет значительную роль. А глава государства является одновременно главой духовной и светской власти.

Священная книга- Коран. Сура-глава.

Шариат- система мусульманского права.

Течения ислама:

-       суннизм- власть  не в руках потомков пророка

-       шиизм- власть в руках потомков пророка, имамов

Типы религиозных организаций:

1.     церковь. Четкая иерархия. Догматика. Прочная.

2.     Секта. Упрощённая структура. Харизматический лидер. Протест против официальной церкви. Вербовка членов особыми средствами.

3.     Деноминация- секта, которая прошла пик социальной активности и имеет устойчивую организационную структуру( кальвинизм)

4.     культ. Свободен и неустойчив. Главное внимание индивидуальному опыту .Разновидности культа:

- магия ( колдовство)- комплекс ритуальных обрядов с целью воздействовать на скрытые от человека силы

-умилостивительный культ- комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.

Депривация- положение человека в обществе, которое приводит к субъективному ощущению им собственной обездоленности, ограниченного доступа к социальным благам. Одна из причин религиозности.

 

 

Локальные религии.

Конфуцианство.

Китай. Правитель получает божественный мандат -мин на право управления страной. Государь-сын Неба, общество- Поднебесная. Куль старших. « 24 примера сяо».Идеал совершенного человека-  цзюнь -цзы. Он гуманен и имеет чувство долга.

Даосизм.

Китай. Дао-путь. Человек- посредник, « передаю, но не творю». Лучшее поведение- принцип у вэй - соблюдение естественного хода вещей. 2 начала- Инь - темное, Ян -светлое.

Иудаизм.

Палестина. Бог Яхве.

Зороастризм.

Иран. Культ огня и чистоты.

Синтоизм.

Япония. Обожествление природных сил и явлений. Ками -дух, который есть у каждой вещи. Жизнь в согласии с природой. Синтай - тело, в которое воплощён божественный дух. Почитание душ умерших.  Талисманы.

Индуизм.

Индия. Брахманы - белый цвет, кшатрии -красный, вайшьи –желтый, шудры -черный.

Ясперс- теория осевого времени- 8-3 век до н. э., когда одновременно существовали античная философия и достижения восточных религий, послужило толчком для развития культур востока и запада.

 

Категория: Обществознание | Добавил: C()BR@ (06.05.2015)
Просмотров: 373
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: