Главная » Статьи » Методическая копилка » Обществознание

материалы по теме социология для родготовки к ЕГЭ

Социология

Социология-наука об обществе.

Конт. Ввел понятие социология.

Мертон. Ввел понятие теории среднего уровня-отрасли социологии, изучающие закономерности развития человека, соц.общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни.

Виды теорий:

-       теории соц.институтов

-       теории соц.отношений ( классов, этносов и других)

-       теории специализированных соц. Процессов ( девиантное поведение, соц.мобильность)

Морено. Ввел социограмы, которые позволяют отразить изменения отношений в группе.

Спенсер. Предложил предмет и задачи социологии.

Теннис. Выделил естественную инстинктивную волю, которая бессознательна ( материнская любовь) и рассудочную волю ( возможность выбора и сознательная цель).

Дюркгейм. Ввел понятие соц.факт. Ввел понятие аспект солидарности, основанный на разделении труда, которое обусловливает индивидуальные различия. Проанализировал самоубийство, заявил, что число самоубийц обратно пропорционально количеству социальных групп, в которые входит индивид. Различал индивидуальное сознание и коллективное(моральное, эстетическое, религиозное, политическое, научное)

Вебер. Ввел понятие идеальный тип-понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого явления ( типичные черты политического лидера). Исследовал феномен бюрократии. Считал, что она угрожает демократии, но без неё не может существовать ни одно общество. Бюрократия( бюро-канцелярия, кратос -власть)-организация публичной власти, состоящей из ряда официальных лиц, занимающих должности и образующих определенную иерархию.

Паретто. Теория элит. Индивиды, наделенные от рождения способностью манипулировать. Смысл революции - постоянное обновление элит.

Поппер. Разделил общества на закрытые - статичная соц.структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, авторитаризм ( Спарта, Германия , СССР) и открытые.

 

Социальная структура общества

Соц. структура-совокупность взаимосвязанных социальных общностей и отношений между ними.

Основной характеристикой соц.структуры является гетерогенность.

Гетерогенность -совокупность показателей, определяющих степень пестроты общества( пол, национальность, вероисповедание).

Соц. общность-совокупность индивидов, отличающихся ценностью и выступающих самостоятельным субъектом исторического процесса.

Признаки соц. общности:

-       сходство условий жизнедеятельности

-       общность потребностей

-       наличие совместной деятельности

-       формирование собственной культуры

-       социальная индентификация членов

Виды соц. общностей:

1.     Соц. Агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих постоянного взаимодействия ( люди на автобусной остановке)

2.     Соц. Категория - условное выделение людей по какому-либо признаку( брюнеты и блондины)

3.     Квазигруппа - спонтанная общность, в которой отсутствуют устойчивые ожидания а взаимодействие как правило носит односторонний характер (аудитория, фан - группа, толпа)

4.     Соц.группа-совокупность людей, имеющих общий соц.признак и выполняющих общественно-необходимые функции в структуре общественного разделения труда

 Конформизм-приспособление к требованиям и поведению других людей.

Нонкомформизм - действия вопреки мнению других людей.

Антисоциальная группа - группа, поведение членов  которой противоречат социальным нормам.

Криминальная группа-группа, характеризующаяся особой общественной опасностью.

Соц. институт. См. Тему Общество.

Соц. лифт- соц.институты, которые упорядочивают систему соц.стратификации ( образование, брак и др.)

 

 

Социальная стратификация

Каждый человек занимает в обществе определенное положение, которое определяется:

1.     Доход-количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный промежуток времени( зарплата, пособие, пенсия, стипендия, алименты). Богатство - накопленные доходы.

2.     2.     Образование

3.     3.     Власть

4.     Престиж- уважение, которым в общественном мнении пользуется та или иная специальность.

Страта - социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу.

Соц. стратификация-деление общества на страты в иерархическом порядке.

Исторические типы стратификации:

1.     Рабство. Патриархальное( отношение к владельцу как к отцу) и классическое ( раб-орудие труда).

2.     Каста - соц.группа, членством в которой человек обязан своим рождением.

3.     Сословие - соц.группа, члены которой различаются по правам и обязанностям, закрепленным законом и передающимся по наследству.

4.     Класс - большая группа людей, различающаяся по их месту в общественном производстве, по отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда.

Виды стратификации:

1.     экономическая

2.     политическая

3.     профессиональная

Модели стратификации:

1.     Западная.

- высший высший класс (управляющие корпорациями, светила науки...)

-высший класс (управляющие средней фирмой, газетные издатели)

-высший средний класс(преподаватели колледжей, белые воротнички)

-средний средний класс( банковские служащие, учителя начальной школы, голубые воротнички)

-низший средний класс(парикмахеры, продавцы)

-средний низший класс ( таксисты, швейцары, синие воротнички)

-низший низший класс ( прислуга, серые воротнички)

1.     Восточная.

-высший слой

-апологетический слой ( священники)

-обслуживающий

-зависимый

-отверженные

1.     Смешанная

-элита

-средний класс

-рабочий класс

-низший класс

Соц.неравенство - условия, при которых люди не имеют равного доступа к социальным благам.

+

-       стимулирует конкуренцию

-       усиливает способность людей к продвижению

-

-       ведет к социальным конфликтам

-       порождает праздных людей

Поляризация общества - увеличение расстояния между богатыми и бедными.

Маргинал ( Роберт Парк)- человек, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и неспособный адаптироваться к новой страте, в рамках которой он существует.

Андеркласс - слой общества, образуемый элементами, потерявшими человеческий облик, социальное дно общества ( пьяницы, наркоманы).

Люмпены ( лохмотья)- деклассированные слои общества, сердитое нищенство( бродяги, нищие, бомжи)

Типы маргиналов:

-этномаргиналы( миграция в чужую этническую среду)

-социомаргиналы

-экономические

-политические

-религиозные

-биомаргиналы ( инвалиды)

Каналы маргинизации:

-       миграции

-       войны

-       революции

-       стихийные бедствия

Соц. мобильность ( Сорокин)- изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре.

Причины групповой мобильности:

-       социальные потрясения

-       войны

-       стихийные бедствия

Причины индивидуальной мобильности:

-       образование

-       способности

-       воспитание

-       брак

-       место жительства

Показатели соц. мобильности:

1.     скорость

2.     интенсивность ( число индивидов)

Возведение соц. барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой.

Типы обществ по соц. мобильности:

1.     закрытое

2.     открытое

3.     промежуточного типа ( феодальное общество с сословиями).

 

Социализация

 

Социальная среда-совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности.

-       макросреда ( характер общественного разделения труда, соц.структура общества, система образования....)

-       микросреда ( семья, школа....)

Социализация- начавшийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальны ролей и культурных норм.

Этапы социализации:

1.     Младенчество. 0-1 год. Удовлетворение естественных потребностей. Элементарные соц. роли( сын)

2.     Детство. 1-13 лет. Дети, изолированные от общества - феральные люди. Отличаются от взрослых внешне, способностями. На 70% формируется личность. Элементарные соц. статусы и роли. Экономически не самостоятельны. Нет соц. ответственности. Безрассудное отношение к опасности. Главный вид деятельности - игра.

Агенты социализации-люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей.

Виды агентов:

- первичной социализации - непосредственное окружение, связаны тесными личными отношениями ( родители)

- вторичной социализации - формальное окружение ( учитель)

1.     Юность. 13-19 лет. Половая зрелость, которая может привести к психическим сдвигам. Способность к необдуманному риску. Подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности .Склонность к творчеству и непризнание авторитетов. Секс, наркотики, насилие как символы молодежной субкультуры. Заканчивается формирование фундамента личности. Поиск нравственных ориентиров. Максимализм. Несовпадение высокого уровня притязаний и низкого соц.статуса, заданного возрастом. Высокий уровень мобильности. Активный поиск места в жизни. Свободны от стереотипов и предрассудков. Склонность к творчеству. Объединение в неформальные группы.  Конфликты с родителями. Зависимость от мнения сверстников. Экономическая несамостоятельность. Недостаток жизненного опыта, который приводит к качественным ошибкам. Низкий уровень толерантности. Высокий уровень мобильности .Освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса( студент, семьянин).Эпатаж - шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе нормам.

2.     Молодость.19-22 года.

3.     Зрелость. 22-55-60.

Критерии отношения к зрелому возрасту:

-самостоятельное  обеспечение  себя  средствами  существования

-распоряжение деньгами независимо от других

-самостоятельность в выборе образа жизни

-проживание независимо от родителей

-способность отвечать перед законом

-брак

-голосование.

Преодолевается ролевой конфликт. Расцвет человеческой личности. Собирательный этап, который может включать в себя несколько циклов( овладение профессией, создание семьи ….).Освоение соц.ролей в реальной ситуации. Уравнивание прав и обязанностей. Активный производитель материальных благ. Большая ответственность.

Старость.55-смерть. Потребитель соц.благ. Беззащитен как ребенок, но не является главной целью для своих взрослых детей. Избыток свободного времени. Старение организма. Пассивный образ жизни. Чувство соц.униженности. Отсутствие жизненного плана. Жизненный план - идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория соц.карьеры и сумма возможных достижений.

 

Социальный статус

 

Статус( лат)-состояние, положение.

Соц. статус- социальное положение человека в обществе.

Главный статус - наиболее характерный для человека, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют.( студент)

Личный статус-положение, которое человек занимает в малой или первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по личным качествам. ( хороший студент)

Значимый статус( Линтон )- важный с точки зрения функционирования общества ( президент)

Привлекательный статус- статус, который человек стремится занять ( слесарь 5 разряда).

Виды статусов:

1.     Предписанный - статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени ( возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе)

2.     Достигаемый -статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению ( профессия, муж, миллионер, чемпион мира)

3.     Смешанный ( инвалид)

Статусный ранг:

1.     высокий

2.     средний

3.     низкий

Компоненты соц. статуса:

1.     статусные права и обязанности

2.     статусный диапазон - установленные рамки, в пределах которых осуществляются права и обязанности. Сокращение межстатусной дистанции называется фамильярностью.

3.     статусные символы - внешние знаки отличия (форма, манеры поведения..)

4.     статусный образ или имидж-совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом.

5.     Статусная индентификация - определение степени соответствия своему статусу.

Соц.роль ( Линтон, Мид) — модель поведения, ориентированная на определенный статус.

Виды соц.ролей:

1.     Психосоматические - поведение зависит от биологических  потребностей, культуры человека

2.     Психодраматические - от требований    соц. окружения

3.     Социальные - личность ведет себя так, как ожидают представители определенной соц. категории.

Ролевой набор-совокупность ролей, выполняемых человеком.

-основные роли - семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические.

-ситуационные - пассажира, покупателя....

Ролевой конфликт - столкновение ролевых требований,  предъявляемых человеку, вызванное множеством одновременно выполняемых ролей.

Виды ролевых конфликтов:

1.     Внутриролевые ( родители должны быть ласковые  и строгие одновременно)

2.     Межролевые  ( жена - хороший работник и домохозяйка)

3.     личностно-ролевые ( работа не позволяет раскрыть способности)

«Теория зеркального Я» Кули-личность-совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей.

 

Социальный контроль

Социальный контроль - особый механизм поддержания общественного порядка.

Способы осуществления соц. контроля:

-       через социализацию

-       через групповое давление

Элементы соц. контроля:

соц. нормы                                                                         соц.санкции

Соц. нормы-предписания как правильно вести себя в обществе.

Виды соц. норм

по масштабу

-       в малых группах

-       в больших группах

по форме проявления

-       стандарты поведения ( мужчины-сильные)

-       ожидания поведения ( мужчина должен защищать женщину)

по строгости исполнения

-       обычай - традиционно установившийся порядок поведения(гостеприимство)

-       манеры - внешняя форма поведения, основанная на привычках. Могут быть повседневные ( не чавкать) и светские (говорить даме комплименты)

-       этикет - принятая в особых кругах система правил поведения( в дипломатических кругах)

-       традиции-все, что унаследовано от предшественников ( встреча одноклассников)

-       привычка - установившаяся схема поведения в определенной ситуации. Могут быть групповые( спать лёжа) и индивидуальные ( пить кофе утром),вредные ( пьянство, курение) и невредные.

-       Нравы-формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке ( не бить женщин)

-       законы

-       табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет ( кровосмешение, канибализм)

Соц. санкции-средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать соц. нормы.

Виды соц.санкций:

по степени интенсивности

-       жесткие

-       мягкие

по типам

-       формально позитивные

-       формально негативные

-       неформально позитивные

-       неформально негативные

по способу вынесения

-внутренний или самоконтроль. Инфантилизм - импульсивное поведение, неумение властвовать над своими эмоциями и желаниями.

-внешний

----- неформальный. Общественное мнение- совокупность представлений, оценок, суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения или его частью

-----формальный.

Методы формального контроля:

1.     изоляция

2.     обособление-ограничение контактов

3.     реабилитация ( анонимные алкоголики)

Чем больше самоконтроль, тем меньше необходим внешний контроль.

Девиант - любой человек, отклоняющийся от нормы.

Девиантное поведение - отклоняющееся поведение.

Типы девиантного поведения ( Мертон):

1.     инновация-принятие целей, но непринятие средств достижения

2.     ритуализм - непринятие целей, но принятие средств( бюрократ)

3.     репритизм - отрицание целей и средств (наркоманы, алкоголики)

4.     мятеж - полное отрицание целей и средств  и замена их на новые ( революционер)

Причины девиантного поведения:

1.     биологические

2.     психологические

3.     социологические

Аномия- состояние индивида, характеризующееся распадом системы ценностей, вызванное противоречиями между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их достичь законными средствами.

Делинквентное поведение-совокупность противоправных поступков или преступлений.

Районы города, где чаще других происходят преступления, называются криминогенными, а категории населения, склонные совершать девиантные или делинквентные поступки-группы риска.

1.     Родство-совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком.

Родственники

-кровные

-родственники в законе

Степени родства:

1.     ближайшие

2.     двоюродные

3.     троюродные

Вместе они составляют фамильное древо.

Функции семьи:

1.     репродуктивная - биологическое воспроизводство населения

2.     социально-статусная

3.     хозяйственно-бытовая

4.     эмоциональная

5.     сексуальная

6.     социализации детей

7.     рекреационная ( проведение досуга)

Жизненный цикл семьи - период от возникновения до прекращения функционирования семьи.

Этапы жизненного цикла:

1.     начальная стадия-до рождения детей

2.     стадия роста - в составе супругов и детей

3.     выделение детей в самостоятельную семью. Семья, откуда ушли все дети называется пустым гнездом.

4.     распад семьи.

 

Семейные роли:

1.     супружеские

2.     родительские

3.     детские

4.     межпоколенные

5.     внутрипоколенные( старший брат)

Гендерные роли- предписания и ожидания правильного мужского и женского поведения.

Стили семейных отношений:

1.     попустительский

2.     авторитарный

3.     демократический

Семейные ценности:

-       материальное благополучие

-       взаимоотношения с другими людьми

-       самореализация

Тенденции в развитии современной семьи:

+

1.     смена стилей семейных отношений

2.     семья-ячейка общества

3.     помощь государства

1.     сокращение законных браков

2.     падение рождаемости

3.     увеличение числа разводов

4.     рост девиантного поведения в семье, увеличение числа социальных сирот

5.     рост неполных семей

6.     увеличение роли женщины в решении проблем семьи                

Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов для регулирования процессов воспроизводства населения.

Основные направления демографической политики:

1.     финансовое стимулирование рождаемости ( материнский капитал)

2.     программа строительства жилья для молодёжи ( ипотечное кредитование, субсидии)

3.     расширение сети заведений, осуществляющих воспитание и образование молодёжи

4.     пропаганда здорового образа жизни

5.     социально- ориентированная реклама в СМИ, направленная на закреплении в массовом сознании семейных ценностей

6.     изучение проблем семьи на государственном уровне.

 

Категория: Обществознание | Добавил: C()BR@ (13.05.2015)
Просмотров: 282
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: