Главная » Статьи » Методическая копилка » Обществознание |
Социология Социология-наука об обществе. Конт. Ввел понятие социология. Мертон. Ввел понятие теории среднего уровня-отрасли социологии, изучающие закономерности развития человека, соц.общностей и институтов в отдельных сферах общественной жизни. Виды теорий: - теории соц.институтов - теории соц.отношений ( классов, этносов и других) - теории специализированных соц. Процессов ( девиантное поведение, соц.мобильность) Морено. Ввел социограмы, которые позволяют отразить изменения отношений в группе. Спенсер. Предложил предмет и задачи социологии. Теннис. Выделил естественную инстинктивную волю, которая бессознательна ( материнская любовь) и рассудочную волю ( возможность выбора и сознательная цель). Дюркгейм. Ввел понятие соц.факт. Ввел понятие аспект солидарности, основанный на разделении труда, которое обусловливает индивидуальные различия. Проанализировал самоубийство, заявил, что число самоубийц обратно пропорционально количеству социальных групп, в которые входит индивид. Различал индивидуальное сознание и коллективное(моральное, эстетическое, религиозное, политическое, научное) Вебер. Ввел понятие идеальный тип-понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого явления ( типичные черты политического лидера). Исследовал феномен бюрократии. Считал, что она угрожает демократии, но без неё не может существовать ни одно общество. Бюрократия( бюро-канцелярия, кратос -власть)-организация публичной власти, состоящей из ряда официальных лиц, занимающих должности и образующих определенную иерархию. Паретто. Теория элит. Индивиды, наделенные от рождения способностью манипулировать. Смысл революции - постоянное обновление элит. Поппер. Разделил общества на закрытые - статичная соц.структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, авторитаризм ( Спарта, Германия , СССР) и открытые.
Социальная структура общества Соц. структура-совокупность взаимосвязанных социальных общностей и отношений между ними. Основной характеристикой соц.структуры является гетерогенность. Гетерогенность -совокупность показателей, определяющих степень пестроты общества( пол, национальность, вероисповедание). Соц. общность-совокупность индивидов, отличающихся ценностью и выступающих самостоятельным субъектом исторического процесса. Признаки соц. общности: - сходство условий жизнедеятельности - общность потребностей - наличие совместной деятельности - формирование собственной культуры - социальная индентификация членов Виды соц. общностей: 1. Соц. Агрегация - некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих постоянного взаимодействия ( люди на автобусной остановке) 2. Соц. Категория - условное выделение людей по какому-либо признаку( брюнеты и блондины) 3. Квазигруппа - спонтанная общность, в которой отсутствуют устойчивые ожидания а взаимодействие как правило носит односторонний характер (аудитория, фан - группа, толпа) 4. Соц.группа-совокупность людей, имеющих общий соц.признак и выполняющих общественно-необходимые функции в структуре общественного разделения труда Конформизм-приспособление к требованиям и поведению других людей. Нонкомформизм - действия вопреки мнению других людей. Антисоциальная группа - группа, поведение членов которой противоречат социальным нормам. Криминальная группа-группа, характеризующаяся особой общественной опасностью. Соц. институт. См. Тему Общество. Соц. лифт- соц.институты, которые упорядочивают систему соц.стратификации ( образование, брак и др.)
Социальная стратификация Каждый человек занимает в обществе определенное положение, которое определяется: 1. Доход-количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный промежуток времени( зарплата, пособие, пенсия, стипендия, алименты). Богатство - накопленные доходы. 2. 2. Образование 3. 3. Власть 4. Престиж- уважение, которым в общественном мнении пользуется та или иная специальность. Страта - социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу. Соц. стратификация-деление общества на страты в иерархическом порядке. Исторические типы стратификации: 1. Рабство. Патриархальное( отношение к владельцу как к отцу) и классическое ( раб-орудие труда). 2. Каста - соц.группа, членством в которой человек обязан своим рождением. 3. Сословие - соц.группа, члены которой различаются по правам и обязанностям, закрепленным законом и передающимся по наследству. 4. Класс - большая группа людей, различающаяся по их месту в общественном производстве, по отношению к средствам производства, роли в общественной организации труда. Виды стратификации: 1. экономическая 2. политическая 3. профессиональная Модели стратификации: 1. Западная. - высший высший класс (управляющие корпорациями, светила науки...) -высший класс (управляющие средней фирмой, газетные издатели) -высший средний класс(преподаватели колледжей, белые воротнички) -средний средний класс( банковские служащие, учителя начальной школы, голубые воротнички) -низший средний класс(парикмахеры, продавцы) -средний низший класс ( таксисты, швейцары, синие воротнички) -низший низший класс ( прислуга, серые воротнички) 1. Восточная. -высший слой -апологетический слой ( священники) -обслуживающий -зависимый -отверженные 1. Смешанная -элита -средний класс -рабочий класс -низший класс Соц.неравенство - условия, при которых люди не имеют равного доступа к социальным благам. + - стимулирует конкуренцию - усиливает способность людей к продвижению - - ведет к социальным конфликтам - порождает праздных людей Поляризация общества - увеличение расстояния между богатыми и бедными. Маргинал ( Роберт Парк)- человек, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и неспособный адаптироваться к новой страте, в рамках которой он существует. Андеркласс - слой общества, образуемый элементами, потерявшими человеческий облик, социальное дно общества ( пьяницы, наркоманы). Люмпены ( лохмотья)- деклассированные слои общества, сердитое нищенство( бродяги, нищие, бомжи) Типы маргиналов: -этномаргиналы( миграция в чужую этническую среду) -социомаргиналы -экономические -политические -религиозные -биомаргиналы ( инвалиды) Каналы маргинизации: - миграции - войны - революции - стихийные бедствия Соц. мобильность ( Сорокин)- изменение места, занимаемого человеком или группой людей в социальной структуре. Причины групповой мобильности: - социальные потрясения - войны - стихийные бедствия Причины индивидуальной мобильности: - образование - способности - воспитание - брак - место жительства Показатели соц. мобильности: 1. скорость 2. интенсивность ( число индивидов) Возведение соц. барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой. Типы обществ по соц. мобильности: 1. закрытое 2. открытое 3. промежуточного типа ( феодальное общество с сословиями).
Социализация
Социальная среда-совокупность социальных факторов, влияющих на формирование и поведение личности. - макросреда ( характер общественного разделения труда, соц.структура общества, система образования....) - микросреда ( семья, школа....) Социализация- начавшийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальны ролей и культурных норм. Этапы социализации: 1. Младенчество. 0-1 год. Удовлетворение естественных потребностей. Элементарные соц. роли( сын) 2. Детство. 1-13 лет. Дети, изолированные от общества - феральные люди. Отличаются от взрослых внешне, способностями. На 70% формируется личность. Элементарные соц. статусы и роли. Экономически не самостоятельны. Нет соц. ответственности. Безрассудное отношение к опасности. Главный вид деятельности - игра. Агенты социализации-люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. Виды агентов: - первичной социализации - непосредственное окружение, связаны тесными личными отношениями ( родители) - вторичной социализации - формальное окружение ( учитель) 1. Юность. 13-19 лет. Половая зрелость, которая может привести к психическим сдвигам. Способность к необдуманному риску. Подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности .Склонность к творчеству и непризнание авторитетов. Секс, наркотики, насилие как символы молодежной субкультуры. Заканчивается формирование фундамента личности. Поиск нравственных ориентиров. Максимализм. Несовпадение высокого уровня притязаний и низкого соц.статуса, заданного возрастом. Высокий уровень мобильности. Активный поиск места в жизни. Свободны от стереотипов и предрассудков. Склонность к творчеству. Объединение в неформальные группы. Конфликты с родителями. Зависимость от мнения сверстников. Экономическая несамостоятельность. Недостаток жизненного опыта, который приводит к качественным ошибкам. Низкий уровень толерантности. Высокий уровень мобильности .Освоение новых социальных ролей, связанных с изменением статуса( студент, семьянин).Эпатаж - шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе нормам. 2. Молодость.19-22 года. 3. Зрелость. 22-55-60. Критерии отношения к зрелому возрасту: -самостоятельное обеспечение себя средствами существования -распоряжение деньгами независимо от других -самостоятельность в выборе образа жизни -проживание независимо от родителей -способность отвечать перед законом -брак -голосование. Преодолевается ролевой конфликт. Расцвет человеческой личности. Собирательный этап, который может включать в себя несколько циклов( овладение профессией, создание семьи ….).Освоение соц.ролей в реальной ситуации. Уравнивание прав и обязанностей. Активный производитель материальных благ. Большая ответственность. Старость.55-смерть. Потребитель соц.благ. Беззащитен как ребенок, но не является главной целью для своих взрослых детей. Избыток свободного времени. Старение организма. Пассивный образ жизни. Чувство соц.униженности. Отсутствие жизненного плана. Жизненный план - идеализированная картина предстоящей жизни, стержнем которой служит предполагаемая траектория соц.карьеры и сумма возможных достижений.
Социальный статус
Статус( лат)-состояние, положение. Соц. статус- социальное положение человека в обществе. Главный статус - наиболее характерный для человека, по которому его выделяют окружающие или с которым его отождествляют.( студент) Личный статус-положение, которое человек занимает в малой или первичной группе, в зависимости от того, как он оценивается по личным качествам. ( хороший студент) Значимый статус( Линтон )- важный с точки зрения функционирования общества ( президент) Привлекательный статус- статус, который человек стремится занять ( слесарь 5 разряда). Виды статусов: 1. Предписанный - статус, в котором человек рожден или который назначается ему по прошествии времени ( возраст, пол, раса, национальность, королевская семья, родственники в законе) 2. Достигаемый -статус, который человек получил благодаря своим усилиям, желанию или везению ( профессия, муж, миллионер, чемпион мира) 3. Смешанный ( инвалид) Статусный ранг: 1. высокий 2. средний 3. низкий Компоненты соц. статуса: 1. статусные права и обязанности 2. статусный диапазон - установленные рамки, в пределах которых осуществляются права и обязанности. Сокращение межстатусной дистанции называется фамильярностью. 3. статусные символы - внешние знаки отличия (форма, манеры поведения..) 4. статусный образ или имидж-совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом. 5. Статусная индентификация - определение степени соответствия своему статусу. Соц.роль ( Линтон, Мид) — модель поведения, ориентированная на определенный статус. Виды соц.ролей: 1. Психосоматические - поведение зависит от биологических потребностей, культуры человека 2. Психодраматические - от требований соц. окружения 3. Социальные - личность ведет себя так, как ожидают представители определенной соц. категории. Ролевой набор-совокупность ролей, выполняемых человеком. -основные роли - семейно-бытовые, профессиональные, общественно-политические. -ситуационные - пассажира, покупателя.... Ролевой конфликт - столкновение ролевых требований, предъявляемых человеку, вызванное множеством одновременно выполняемых ролей. Виды ролевых конфликтов: 1. Внутриролевые ( родители должны быть ласковые и строгие одновременно) 2. Межролевые ( жена - хороший работник и домохозяйка) 3. личностно-ролевые ( работа не позволяет раскрыть способности) «Теория зеркального Я» Кули-личность-совокупность психических реакций человека на мнения о нем окружающих людей.
Социальный контроль Социальный контроль - особый механизм поддержания общественного порядка. Способы осуществления соц. контроля: - через социализацию - через групповое давление Элементы соц. контроля: соц. нормы соц.санкции Соц. нормы-предписания как правильно вести себя в обществе. Виды соц. норм по масштабу - в малых группах - в больших группах по форме проявления - стандарты поведения ( мужчины-сильные) - ожидания поведения ( мужчина должен защищать женщину) по строгости исполнения - обычай - традиционно установившийся порядок поведения(гостеприимство) - манеры - внешняя форма поведения, основанная на привычках. Могут быть повседневные ( не чавкать) и светские (говорить даме комплименты) - этикет - принятая в особых кругах система правил поведения( в дипломатических кругах) - традиции-все, что унаследовано от предшественников ( встреча одноклассников) - привычка - установившаяся схема поведения в определенной ситуации. Могут быть групповые( спать лёжа) и индивидуальные ( пить кофе утром),вредные ( пьянство, курение) и невредные. - Нравы-формы поведения, которые бытуют в данном обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке ( не бить женщин) - законы - табу - абсолютный запрет, накладываемый на какое-либо действие, предмет ( кровосмешение, канибализм) Соц. санкции-средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать соц. нормы. Виды соц.санкций: по степени интенсивности - жесткие - мягкие по типам - формально позитивные - формально негативные - неформально позитивные - неформально негативные по способу вынесения -внутренний или самоконтроль. Инфантилизм - импульсивное поведение, неумение властвовать над своими эмоциями и желаниями. -внешний ----- неформальный. Общественное мнение- совокупность представлений, оценок, суждений здравого смысла, разделяемых большинством населения или его частью -----формальный. Методы формального контроля: 1. изоляция 2. обособление-ограничение контактов 3. реабилитация ( анонимные алкоголики) Чем больше самоконтроль, тем меньше необходим внешний контроль. Девиант - любой человек, отклоняющийся от нормы. Девиантное поведение - отклоняющееся поведение. Типы девиантного поведения ( Мертон): 1. инновация-принятие целей, но непринятие средств достижения 2. ритуализм - непринятие целей, но принятие средств( бюрократ) 3. репритизм - отрицание целей и средств (наркоманы, алкоголики) 4. мятеж - полное отрицание целей и средств и замена их на новые ( революционер) Причины девиантного поведения: 1. биологические 2. психологические 3. социологические Аномия- состояние индивида, характеризующееся распадом системы ценностей, вызванное противоречиями между провозглашаемыми ценностями и невозможностью их достичь законными средствами. Делинквентное поведение-совокупность противоправных поступков или преступлений. Районы города, где чаще других происходят преступления, называются криминогенными, а категории населения, склонные совершать девиантные или делинквентные поступки-группы риска. 1. Родство-совокупность людей, связанных общими предками, усыновлением или браком. Родственники -кровные -родственники в законе Степени родства: 1. ближайшие 2. двоюродные 3. троюродные Вместе они составляют фамильное древо. Функции семьи: 1. репродуктивная - биологическое воспроизводство населения 2. социально-статусная 3. хозяйственно-бытовая 4. эмоциональная 5. сексуальная 6. социализации детей 7. рекреационная ( проведение досуга) Жизненный цикл семьи - период от возникновения до прекращения функционирования семьи. Этапы жизненного цикла: 1. начальная стадия-до рождения детей 2. стадия роста - в составе супругов и детей 3. выделение детей в самостоятельную семью. Семья, откуда ушли все дети называется пустым гнездом. 4. распад семьи.
Семейные роли: 1. супружеские 2. родительские 3. детские 4. межпоколенные 5. внутрипоколенные( старший брат) Гендерные роли- предписания и ожидания правильного мужского и женского поведения. Стили семейных отношений: 1. попустительский 2. авторитарный 3. демократический Семейные ценности: - материальное благополучие - взаимоотношения с другими людьми - самореализация Тенденции в развитии современной семьи: + 1. смена стилей семейных отношений 2. семья-ячейка общества 3. помощь государства – 1. сокращение законных браков 2. падение рождаемости 3. увеличение числа разводов 4. рост девиантного поведения в семье, увеличение числа социальных сирот 5. рост неполных семей 6. увеличение роли женщины в решении проблем семьи Демографическая политика – целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов для регулирования процессов воспроизводства населения. Основные направления демографической политики: 1. финансовое стимулирование рождаемости ( материнский капитал) 2. программа строительства жилья для молодёжи ( ипотечное кредитование, субсидии) 3. расширение сети заведений, осуществляющих воспитание и образование молодёжи 4. пропаганда здорового образа жизни 5. социально- ориентированная реклама в СМИ, направленная на закреплении в массовом сознании семейных ценностей 6. изучение проблем семьи на государственном уровне.
| |
Категория: Обществознание | Добавил: C()BR@ (13.05.2015) | |
Просмотров: 282 |
Всего комментариев: 0 | |