Главная » Статьи » Технология критического мышления |
Урок обществознания по теме "Деньги, их функции". 7-й класс Цели: Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег. Развивающая: продолжить работу по развитию умений: использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы. Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности – разумное отношение к деньгам и их использованию в жизни. Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку; учебник Обществознание 7 класс под ред. Боголюбова Л.Н.; наглядный материал; карточки-задания.
Основные термины: деньги, функции денег, виды денег, номинал, бартер, эквивалент, аверс, реверс, монетный тип, легенда, гурт. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок – исследование. ХОД УРОКА. 1. Организация класса, сообщение задач, целей урока: - Здравствуйте, ребята! Прежде, чем мы начнем урок, отгадайте загадку: Не любовь, а душу согревают.
Как вы уже догадались, речь сегодня пойдет о деньгах. Деньги – это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Между тем на самом деле большинство из вас знает о денежном мире крайне мало. Все законы сложнейших экономических механизмов ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о законах денежного мира необходимо каждому.
- Что бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться? (ответы детей). - Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями. (Слайд 1)
- Запишите тему урока: «Деньги, их функции» и домашнее задание: параграф 13, вопросы и задания. (Слайд 2).
Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать: 1. История денег. 2. Как деньги стали деньгами 3. Деньги меняют обличье. 4. Функции денег.
2. Изучение нового материала: 1. Актуализация знаний. Учитель: - Деньги… А какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово “деньги”? Напишите их на доске. (Приём “Корзина чувств”: на доске вывешивается слово “Деньги”, а учащиеся подходят и дописывают к нему свои чувства. Например, торговля, богатство, магазин, копилка и т.д.) 2. Учитель: Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Прочитайте материал: «Что было деньгами» и составьте кластер. (ученики в тетради, один - составляет на доске). Текст: «Что было деньгами». Деньги существовали не всегда. Первоначально роль денег в человеческом обществе выполняли разные товары, которые в данной местности ценились. У некоторых племен деньгами был скот: коровы, лошади, овцы. Впоследствии названия некоторых денег произошли от слова “скот”. В Древнем Риме с наемными воинами расплачивались мешочками соли, поэтому появившиеся позже монеты называли “солинусы” (от этого слова произошло “солдат”). У разных народов деньгами служили топоры, рыболовные крючки, необычные раковины, мечи, наконечники стрел, порох, зерно, рыба, пули, рисовые зерна и др. На небольшом тихоокеанском острове Яп в качестве денег выступали огромные каменные колеса в диаметре до 12 футов (фут = 304,8 мм). Эти колеса посередине имели отверстия и их можно было переносить на шестах. Такие деньги складывали возле дома владельца, и их количество свидетельствовало о богатстве владельца.
3. Учитель: – Ребята, а сейчас, когда мы с вами узнали, что было в качестве денег у людей, давайте поиграем в игру «Давай обменяемся». Представьте себя жителями древней Руси, которые пришли на ярмарку. (Слайд №3). Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый и выяснить, трудно ли было найти необходимую вещь. Время на выполнение задания – 3 минуты. (Карточки делаются таким образом, чтобы ученики смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен. У купцов: ткани, пряности; им надо: зерно, мех; у ремесленников: горшки и кувшины, наконечники для стрел, ножи, топоры; им надо: зерно, ткани, продукты, соль; у охотников: меха, шерсть и кожи; им надо: соль, оружие, зерно, растительное масло; у крестьян: зерно, растительное масло, молоко, яйца; им надо: соль, серп, плуг, ткани и т.д.) Учитель: – Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси? – Кто не смог произвести обмен? – Какие сложности возникли при обмене? – Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? – Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
4. Учитель: - Люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. А вот что они нашли, давайте послушаем рассказ «Как деньги стали деньгами». Сообщение: - Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. (слайд №4). Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уж потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар - посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. (Карточка на доске.) Это слово означает нечто равноценное или соответствующее в определенном отношении другому товару. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. Постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, позднее серебру и золоту. (слайд №5). Металлы, особенно благородные, отличались такими свойствами, как относительно высокая собственная стоимость, связанная с тем, что их добыча трудоемка и требует немало мастерства. Кроме того, они могут долго сохранять свои свойства без изменений – еще одно преимущество над недолговечными эквивалентами. Наконец, металлы легко делятся на части, что очень удобно при расчетах. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке. Удобно?
5. Учитель: - Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся). Запишите в тетрадях определение термина “Деньги”. (Слайд №6).
6. Учитель: - Дома вы придумали и нарисовали собственные деньги. Давайте посмотрим на выставку ваших рисунков. Объясните, пожалуйста, почему такой эскиз вы выбрали? (на обратной стороне доски).
7. Учитель: - Спасибо за ваши оригинальные и красивые рисунки. А как вы думаете, всегда ли деньги выглядели по-современному? (Слайд №7) - Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы), при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета (слайд №8). - Названия денег часто отражают их историю. На Руси металлические деньги собственной чеканки появились в конце X в. Затем во времена ордынского ига имели хождение тенге, чеканившиеся в орде. На Руси эти монеты называли «таньгой», откуда и произошел сам термин «деньги» (слайд №9). Слово «рубль» по одной из версий возникло в Новгороде в XII в. от слова «отрубать» и стало названием новгородской гривны (слитка серебра) (слайд № 10). Копейкой стали называть государственную русскую монету, введенную в обращение с 1554 года. Она составляла 1/100 рубля. Название связывают с изображением всадника с копьем (слайд №11). Однако, меняя свое обличье, деньги сохраняли важнейшие функции.
8. Учитель: - Какие же функции выполняют деньги, мы узнаем, прочитав текст параграфа. Задание – прочитать текст параграфа стр138 -140 и составить кластер: «Функции денег».
- Пожалуйста, покажите на доске, как вы выполнили задание, а теперь проверьте. (слайд №12 ). Все выполнили правильно, молодцы!
9. Учитель: - А для того, чтобы узнать, как вы усвоили новый материал, прочитайте карточки с ситуациями и определите, какую функцию играют деньги в каждом случае.
Задание №1 Единственное их занятие - торговля соболями, белками и другими мехами, которые они продают покупателям и получают назначенную цену деньгами. (Средство обращения).
Задание №2 Если в Скандинавии средняя цена за рабыню составляла 1 марку серебра, то на рынках Византии она была в несколько раз выше. За 3 марки серебра можно было купить или рабыню, или хорошего скакуна. ( мера стоимости).
Задание №3 В руках воинов- купцов, разбогатевших за счет выгодных торговых операций, постепенно накапливались значительные денежные средства. (Средство накопления).
Задание №4 Подмастерье, трудившийся у мастера Мартина уже целый год, сегодня впервые получил жалованье за свою работу. (Средство платежа)
10. Учитель: - В каком виде бывают деньги? (ответы детей: монеты, купюры, карточки, чеки – наличные и безналичные; (слайд №13 ; обобщение ответов детей ) 11. Практическая работа в парах А) Работа с наличными деньгами. Учитель: – У вас на столе лежат российские монеты. Давайте рассмотрим их. У монет есть специальный язык – язык монеты. Прочитайте текст и определите, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
Язык монеты. Монетный тип – устойчивая композиция изображаемых элементов, Аверс - лицевая сторона монеты, Реверс – оборотная сторона монеты, Легенда – надпись на монете. Номинал – официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег, банкнот. Гурт - боковая поверхность монеты.
– Прочитайте, какие названия у разных частей монеты. Подпишите части монеты на листочках с заданиями и у доски. (рисунок монеты)
Б) Работа с пластиковыми карточками - А теперь рассмотрите пластиковую карточку и определите, какую информацию о владельце она содержит. Какие преимущества карточек перед наличными деньгами? Можно ли реализовать эти преимущества в нашем населенном пункте? Почему? 12. Решим задачи: Учитель: - Ответьте мне, кто из вас любит считать? Кто любит считать деньги? Давайте их посчитаем. (Слайд № 14). Три рубля рублями, рубль пятаками, три копейки по копейке, рубль и пятак. Сколько всего? Проверьте! Ответ: 5 рублей 8 копеек. - Представьте, что вы оказались на рынке средневековой Москвы. (слайд № 15) Прислушайтесь, как кричат зазывалы: 1. «Эй, народ московский, покупай осетров астраханских, осетров длинных по 35 рублей за сотню». Сколько стоил 1 осетр? (ответы детей – 35 копеек). 2. (слайд №16). Лимон – «заморский товар», стоил 1,5 копейки. Сколько монет и каких могли заплатить покупатели? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите подсказку. 13. Составление синквейна. Учитель:- Ребята, вы уже знакомы с тем, как составляется синквейн. Давайте составим синквейн со словом, про которое мы говорили на протяжении нашего урока – «деньги». Вспомните, как составляется синквейн. (слайд №17)Примеры: Деньги Бумажные, металлические
Деньги Металлические, древние III. Закрепление изученного на уроке:– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю вам проверить себя. Ответы отметьте на рисунке, соединив их линией. Если вы правильно ответите на вопросы теста, то у вас получится привлекательное изображение. Тест. Выберите только один правильный ответ.
А) денежного обмена Б) бартера В) натурального обмена Г) товара на товар. 2. Приобретая товар в Древнем Китае, покупатель расплачивался слитками серебра, от которого отрубались кусочки металла. Серебро играло роль:
А) верно 1, 2 Б) верно 2, 3 В) верно 1, 3 Г) все ответы верны. 3. Что из перечисленного не относится к важнейшим функциям денег: А) способность денег обмениваться на любой другой товар Б) способность денег стать богатством В) способность денег заканчиваться в самый неподходящий момент Г) способность денег служить мировой валютой. 4. Наличие большого количества банковских пластиковых карточек у граждан США говорит, скорее всего, о том, что:
А) верно 1 Б) верно 2 В) верно и 1, и 2 Г) нет верного ответа. 5. Что такое «номинал»? А) официально объявленная стоимость монет, ценных бумаг, бумажных денег Б) продукт труда, произведенный для обмена В) надпись на монете Г) оборотная сторона монеты. - А теперь поднимите свои листочки и покажите, что у вас получилось. Сверьте изображение с доской. (слайд №18). Улыбающееся личико говорит о том, что вы справились с заданием. Молодцы! IV. Итог урока. Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Ярмарка”. Учитель: - Ребята, я предлагаю вам опять вернуться в прошлое и представить, что сегодняшний день провели на ярмарке (слайд №19). Ответьте на вопросы: – Больше всего мне понравилось… – Я бы купил еще этого… – Мне не хватило денег на… – Больше всего я купил… – Самая ценная вещь на ярмарке… – Хотелось бы еще заглянуть в ряды…
Учитель: Мир денег – удивительный и необычный мир, и за его внешней простотой и обыденностью скрывается невероятно много новых открытий и тайн. За время существования человечества по теории денег было написано более 30 000 работ. Это говорит о том, что человечество всегда уделяло и уделяет теме денег большое внимание. Но не надо преувеличивать роль денег, не надо превращать их в единственную цель в жизни. (Слайд №20 ). Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории. А чтобы не страдать от недостатка денег, нужно выполнять несколько правил. (Слайд №21) 1.Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это делают многие известные люди, не знающие недостатка в деньгах. 2.Подсчитывать деньги следует не на людях, ведь это ваше личное дело. 3.Планируйте свои расходы, будьте разумны в тратах: пока вы не стали богаты, чтобы удовлетворять все свои желания. 4.Никогда не забывайте о своих близких! Им не нужны дорогие подарки, им нужно внимание. 5.Старайтесь не влезть в долги! Никогда и ничего не просите, особенно у тех, кто имеет над вами власть. 6.Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться. ПОМНИ! НЕ В ДЕНЬГАХ СЧАСТЬЕ. - На этом наш урок закончен. Сегодня на уроке хорошо работали …(выставление оценок). Спасибо! До свидания. (слайд №22) V. Домашнее задание: П. 13, вопросы и задания.
| |
Категория: Технология критического мышления | Добавил: C()BR@ (22.05.2016) | |
Просмотров: 863 |
Всего комментариев: 0 | |