Главная » Статьи » Технология критического мышления |
Рабство в Древнем Риме Цели урока: дать представление о положении рабов в Древнем Риме, развивать умения работать с различными историческими источниками, формировать стойкое неприятие рабства как грубейшего нарушения прав человека.
Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями о причинах и сущности рабовладения; характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; аргументировать собственные версии и личностные позиции по дискуссионным и морально-этическим вопросам далекого прошлого; метапредметные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления; формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; давать определение понятий, определять собственное отношение к явлениям современной жизни; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать последствия римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян; осмысливать важность изучения истории.
Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, «черный ящик», карточки с цифрами, новыми словами, рабочие листы для учащихся, дополнительный материал (текст «Рабство в Древнем Риме»)
Ход урока:
Рабочий лист ___________________________________________ Задание 1: расположи события в правильной последовательности:_________________________ 1 – Битва при Каннах 2 – Основание г. Рима 3 - Битва близ г. Зама 4 - Завоевание Римом Италии 5 - Переход Ганнибала через Альпы 6 - Разрушение Карфагена и Коринфа 7 - Начало пунических войн Поставь себе отметку:_______ (1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3») Задание 2: подпиши диаграмму в соответствии со следующими фактами: В Италии в эпоху завоеваний было 2-3 миллиона рабов и еще 4-5 миллионов свободных граждан (соотношение 1 к 2).
Задание 3: вставь пропущенное слово в предложение: «Главное отличие раба от свободного человека состоит в том, что свободный человек имел права и _____________________, а раб сам был _____________________________ своего господина» Задание 4: придумай синквейн «Раб»: 1 строка – название Раб 2 строка – 2 прилагательных __________________ ____________________ 3 строка – 3 глагола _________________ _________________ _________________ 4 строка – фраза ___________________________________________________________ 5 строка – 1 слово __________________ (синоним, ассоциация 1-го слова)
Задание 5: Что из перечисленного относится к источникам рабства, к положению рабов, к использованию рабов? Номера ответов занеси в таблицу.
Задание 6: Ответь на вопросы:
Напиши, сколько жетонов получил(а) на уроке ___________________________
Рабство в Древнем Риме. 1. Источники рабства были разнообразны. Рабами становились пленные, осужденные за преступления. Была распространена самопродажа в рабство бедняков и детей на Восток. Пополняли рынок рабов морские пираты. Они бороздили моря, грабили корабли и приморские поселения, похищали и продавали в рабство свои жертвы. Некоторое значение имело также и внутреннее воспроизводство рабской силы, т. е. воспитание рабов, рожденных рабынями, что поощрялось некоторыми рабовладельцами. Воспитанные с малых лет в рабстве, они были обучены, послушны и высоко ценились. Пользуясь попустительством римской администрации, римские сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные проценты (48%), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить долг, их превращали в рабов. Таким образом, долговое рабство в провинциях служило одним из источников рабства во II-I вв. до н. э. В каждом городе существовали рынки рабов, где любой гражданин мог купить или продать раба. Самым крупным рынком средиземноморья считался остров Делос. Однажды здесь за день продали 10 тысяч рабов. Ни в одной стране Древнего мира – ни в Греции, ни в эллинских государствах не было такого огромного количества рабов и такой их дешевизны. Цены колебались в зависимости от притока рабов на рынок от 4 до 400 денариев. Образованные рабы, а также танцовщицы, повара, актеры стоили значительно выше. ____________________________________________________________________________ 2. В имениях работало огромное количество рабов. Положение их было крайне тяжелым. Чтобы предупредить возможность побега, рабов заставляли работать в цепях и колодках, а на ночь запирали в особые помещения. Положение образованных рабов – врачей, чтецов, актеров, учителей, музыкантов, которых было принято держать в богатых домах, было лучше положения остальной массы рабов, но крайне унизительно. По законам римского права, раб был не личностью, а вещью. Господин владел его жизнью и смертью. Все рабы были абсолютно бесправны. Вся жизнь рабов проходила в тяжелом непрестанном труде и была строго расписана управляющим. Некоторых ждала жестокая расправа – плети, наложение клейма, ссылка в рудники, смерть на арене цирка или на кресте. По старому обычаю больных рабов вывозили на остров на Тибре и оставляли там на произвол судьбы. Богач Ведий имел обыкновение бросать своих провинившихся рабов на съедение муренам – хищным рыбам, которых он держал в специальных садках. Наказание могло последовать за разбитый бокал. ____________________________________________________________________________ 3. Часть рабовладельцев понимали, что люди должны быть равными. Они советовали видеть в рабах не только врагов, а друзей, рассказывали о их самоотверженности, доброте и талантах. Другие жаловались на трудности содержания рабов, указывали, что труд рабов невыгоден, что земля давала обильные плоды, когда на ней работали свободные, истощалась в руках рабов, урожаи понизились. Раб не имел никакой надежды на улучшение своей жизни и будущего своих детей. Поэтому в своей работе он был не заинтересован и ненавидел ее. Рабы убивали своих владельцев, портили скот и инвентарь. Только плетьми и угрозами можно было заставить их работать. Хотя в сельском хозяйстве применялись некоторые изобретения – водяная мельница, тяжелый плуг, жатка, прессы для винограда, но из-за сопротивления рабов применение их было ограничено. Превращение в раба основного труженика в сельском хозяйстве и в ремесле подрывало мелкое производство, разоряло крестьян и превращало их в нищих, состоящих на содержании у государства. Это привело к возмущениям крестьян. Тяжелое положение рабов приводило к многочисленным восстаниям. Самые крупные из них были в середине XI века до н. э. на Сицилии (30 тысяч восставших), восстание Спартака в 74 г. до н. э. (70 тысяч).
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Категория: Технология критического мышления | Добавил: C()BR@ (22.05.2016) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 446 |
Всего комментариев: 0 | |