Главная » Статьи » Технология критического мышления

Урок в 5 классе "Рабство в Древнем Риме"

Рабство в Древнем Риме

Цели урока: дать представление о положении рабов в Древнем Риме, развивать умения работать с различными историческими источниками, формировать стойкое неприятие рабства как грубейшего нарушения прав человека.

 

Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями  о причинах и сущности рабовладения; характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; аргументировать собственные версии и личностные позиции по дискуссионным и морально-этическим вопросам далекого прошлого;

метапредметные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления; формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; давать определение понятий, определять собственное отношение к явлениям современной жизни;

личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать последствия римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян; осмысливать важность изучения истории.

 

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, «черный ящик», карточки с цифрами, новыми словами, рабочие листы для учащихся, дополнительный материал (текст «Рабство в Древнем Риме»)

 

Ход урока:

 

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Оборудование

Примечания

1.Организа-ционно-мотивационный

-Как настроение? Покажите жестом. (А в ДР этот жест мог спасти жизнь человека)

 

- работаем с рабочими листами, зарабатываем жетоны.

 

   презентация

 

 

 

Жетоны

2. Аналити-ческий блок

Задание 1 в рабочем листе, 1 ученик у доски.

Карточки с событиями истории Рима, на обратной стороне буквы. Если события расставлены правильно, то при переворачивании карточек, появляется слово «рабство»

Рабочий лист

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды 1,2

3. Мотивация

Что бы вы хотели узнать о рабстве в Древнем Риме?

Чтобы не запутаться в потоке информации по любой теме, желательно определить для себя круг вопросов, на которые хотелось бы получить ответы

Карточки на доске: «источники рабства»

«положение рабов»

«использование рабов»

«последствия рабовладения»

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 3

4.Осмысле-ние

Источники рабства

Беседа (откуда появлялись рабы в Афинах?)

Работа с текстом ч. 1

Дополнительный текст «Рабство в Древнем Риме» ч.1

 

Кластер «Источники рабства» на доске

36 провинций

10000 рабов в день продава-ли на рынке о. Делос

Слайды 4,5

5. Аналити-ческий блок

Задание 2 в рабочем листе

Правителям Рима поступило предложение дать рабам особую одежду, но предложение было отвергнуто. Почему?

Рабочий лист

 

 

 

 

 

 

6.Осмысле-ние

Положение рабов

О чем говорят эти римские поговорки?

Работа с текстом ч. 2

Дополнительный текст «Рабство в Древнем Риме» ч.2

 

 

Слайды 6, 7, 8

7. Аналити-ческий блок

Задания 3, 4 в рабочем листе

Кластер «Положение рабов» на доске, рабочий лист

 

 

Ф/М

8.Осмысле-ние

Использование труда рабов

- слайды (иллюстрации)

- фрагмент в/ф о гладиаторе

- стих. Лермонтова «Умирающий раб», беседа: какие мысли и чувства вызывает у вас это стихотворение?

 Кто и как решал судьбу побежденного гладиатора?

Кластер «Использование рабов»

Слайды 9-18

4 этажа у Колизея, 50 т. зрителей он вмещал, 320 пар сражались однажды при Цезаре.

9 Осмысле-ние.

Последствия рабовладения

(Уколова, с. 150, з. 26)

Работа с текстом ч. 3

Дополнительный текст «Рабство в Древнем Риме» ч.3

 

1½ кг хлеба получал бесплатно неимущий гражданин Рима в день

10. Анали-тический блок

Задание 5 в рабочем листе

Рабочий лист

 

11. Рефлексия

«Загадочные цифры», гладиолус, хлеб.

Слова Аристотеля

(Уколова, с. 152, з. 29)

Существует ли сейчас рабство? Хотели бы вы быть рабами?

Задание 6 в рабочем листе.

Слова Сенеки «Повелевать собой – величайшая власть»

 

 

Слайд 19

 

Слайд 20

12. Домашнее задание

1. п. 49

2. Рассказ «Как я был в Колизее»

3. Письмо-обращение к жителям Рима об осуждении рабства

4. «Спецзадание»: прочитать повесть В. Яна «Спартак», рассказать о ней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист ___________________________________________

Задание 1: расположи события в правильной последовательности:_________________________

1 – Битва при Каннах

2 – Основание г. Рима

3 -  Битва близ г. Зама

4 -  Завоевание Римом Италии

5 -  Переход Ганнибала через Альпы

6 - Разрушение Карфагена и Коринфа

7 - Начало пунических войн

                                                Поставь себе отметку:_______ (1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3»)

Задание 2:  подпиши  диаграмму в соответствии со следующими фактами: В Италии в  эпоху завоеваний было 2-3 миллиона рабов и еще 4-5 миллионов свободных граждан (соотношение 1 к 2).

Задание 3: вставь пропущенное слово в предложение: «Главное отличие раба от свободного человека состоит в том, что свободный человек имел права и _____________________, а раб сам был  _____________________________ своего господина»

Задание 4: придумай синквейн «Раб»:

 1 строка – название                                                       Раб

 2 строка – 2 прилагательных      __________________   ____________________

3 строка – 3 глагола     _________________    _________________   _________________

4 строка – фраза     ___________________________________________________________

5 строка – 1 слово                                              __________________

 (синоним, ассоциация 1-го слова)

 

Задание 5: Что из перечисленного относится  к источникам рабства, к положению рабов, к использованию рабов? Номера ответов занеси в таблицу.

  1. Прислуживание в доме
  2. Неуплата налогов жителями провинций
  3. Захват в плен на войне
  4. Распятие на кресте
  5. Производство продуктов питания
  6. Участие в боях гладиаторов
  7. Захват пиратами или разбойниками
  8. Работа в ремесленных мастерских и рудниках
  9. Рождение в семье раба
  10. Битье за малейшую провинность.

Источники рабства

 

Положение рабов

 

Использование труда рабов

 

 

Задание 6: Ответь на вопросы:

  1. Ты доволен (довольна) тем, как прошел урок?    ____  
  2. Было ли тебе интересно?   ________
  3. Ты  был (была) активен?     _________
  4. Домашнее задание будешь выполнять с удовольствием?  ________
  5. Что тебя удивило, поразило, вызвало интерес?   ___________________________________
  6.  

 

Напиши, сколько жетонов получил(а) на уроке ___________________________

 

 

Рабство в Древнем Риме.

   1.  Источники рабства были разнообразны. Рабами становились пленные, осужденные за преступления. Была распространена самопродажа в рабство бедняков и детей на Восток.  Пополняли рынок рабов морские пираты. Они бороздили моря, грабили корабли и приморские поселения, похищали и продавали в рабство свои жертвы.  Некоторое значение имело также и внутреннее воспроизводство рабской силы, т. е. воспитание рабов, рожденных рабынями, что поощрялось некоторыми рабовладельцами. Воспитанные с малых лет в рабстве, они были обучены, послушны и высоко ценились. Пользуясь попустительством римской администрации, римские сборщики налогов в провинциях давали в долг жителям деньги под огромные проценты (48%), а когда должники оказывались не в состоянии уплатить долг, их превращали в рабов.  Таким образом, долговое  рабство  в  провинциях  служило  одним  из  источников  рабства  во II-I вв. до   н. э. В каждом  городе существовали рынки рабов, где любой гражданин мог купить или продать раба. Самым крупным рынком средиземноморья считался остров Делос. Однажды здесь за день продали 10 тысяч рабов. Ни в одной стране Древнего мира – ни в Греции, ни в эллинских государствах не было такого огромного количества рабов и такой их дешевизны. Цены колебались в зависимости от притока рабов на рынок от 4 до 400 денариев. Образованные рабы, а также танцовщицы, повара, актеры стоили значительно выше.

____________________________________________________________________________

    2. В имениях работало огромное количество рабов. Положение их было крайне тяжелым. Чтобы предупредить возможность побега, рабов заставляли работать в цепях и колодках, а на ночь запирали в особые помещения. Положение образованных рабов – врачей, чтецов, актеров, учителей, музыкантов, которых было принято держать в богатых домах, было лучше положения остальной массы рабов, но крайне унизительно.

      По законам римского права, раб был не личностью, а вещью. Господин владел его жизнью и смертью. Все рабы были абсолютно бесправны. Вся жизнь рабов проходила в тяжелом непрестанном труде и была строго расписана управляющим. Некоторых ждала жестокая расправа – плети, наложение клейма, ссылка в рудники, смерть на арене цирка или на кресте.  По старому обычаю больных рабов вывозили на остров  на Тибре и оставляли там на произвол судьбы. Богач Ведий имел обыкновение бросать своих провинившихся рабов на съедение муренам – хищным рыбам, которых он держал в специальных садках. Наказание могло последовать за разбитый бокал.

____________________________________________________________________________

    3. Часть рабовладельцев понимали, что люди должны быть равными. Они советовали видеть в рабах не только врагов, а друзей, рассказывали о их самоотверженности, доброте и талантах. Другие жаловались на трудности содержания рабов, указывали, что труд рабов невыгоден, что земля давала обильные плоды, когда на ней работали свободные, истощалась в руках рабов, урожаи понизились.

     Раб не имел никакой надежды на улучшение своей жизни и будущего своих детей. Поэтому в своей работе он был не заинтересован и ненавидел ее. Рабы убивали своих владельцев, портили скот и инвентарь. Только плетьми и угрозами можно было заставить их работать. Хотя в сельском хозяйстве применялись некоторые изобретения – водяная мельница, тяжелый плуг, жатка, прессы для винограда, но из-за сопротивления рабов применение их было ограничено.

     Превращение в раба основного труженика в сельском хозяйстве и в ремесле подрывало мелкое производство, разоряло крестьян и превращало их в нищих, состоящих на содержании у государства. Это привело к возмущениям крестьян.

     Тяжелое положение рабов приводило к многочисленным восстаниям. Самые крупные из них были в середине XI века до н. э. на Сицилии (30 тысяч восставших), восстание Спартака в 74 г. до н. э. (70 тысяч).

 

 

Категория: Технология критического мышления | Добавил: C()BR@ (22.05.2016)
Просмотров: 446
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: