Главная » Статьи » Классное руководство |
Азбука педагогики
Алмазу нужна шлифовка, а человеку образование. Без любви суетно все образование. Все могут пять пальцев, если их вынуть из кармана. Веди ученика, но не тяни его за собой, побуждай, но не заставляй, указывай на путь, но позволь ему идти самому. Главное - пробудить духовный инстинкт в детях. Горе тому человеку, который видит, не зная, что и стоит, не зная на чем. Древняя педагогическая формула: «Неприятные вещи нужно говорить с приятностью». Действительно гуманная педагогика — это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя (Амонашвили) Если нет четкого понятия Истины, путь творческого человека – тупик. Если ты движешься к ней на встречу, то и она движется на встречу к тебе. Есть четыре типа вопросов: простые, которые требуют элементарного ответа; сложные, которые требуют нестандартного поиска решения; насущные, ответы на которые должны прорасти в душе человека и истинные, которые не возникают вообще. Жизнь человека есть дар, который он должен обменять на любовь. Знание- это сокровище, которое повсюду последует за тем, кто им обладает. Истинный учитель помогает ученикам увидеть человека под знаком Вечности. Когда мудрец пальцем указывает на луну, глупец видит только его палец Лучше целить в совершенство и промахнуться, чем целиться в несовершенство и попасть. Лучшая методика работы с детьми: «Люби их, живи их интересами, трудись с ними, молись за них» Мудрый не тот, кто много думает о великом, а тот кто мало думает о мелочах. На земле только 2 пути - вверх или вниз, а история только фиксирует эти вектора движений людей. Науку открывает удивительный ключ - вопросительный знак. Образование- ваяние Образа; Воспитание- питание оси; Просвещение- возжигание света Истины. Основная задача учителя в школе состоит в таком преподавании детям достижений человеческого опыта, чтобы эта нагрузка чужого опыта не подавляла собственную душу ученика. Пять языков должен знать настоящий учитель. Первый -язык улыбки, второй-язык слез, третий язык понимания, четвертый – молитва, пятый – любовь. С этими языками ты в любой точке мира справишься с трудностями воспитания. Резьбу в воспитании ребенка надо наносить в одну сторону. Совершенство достигается тогда, если ты относишься к тому, чем ты сейчас занимаешься, как к самому важному делу в своей жизни. То, что ты делаешь с жизнью сегодня, завтра получишь, как результат. Тот, кто не знает и не знает, что он не знает, - глупец, избегай его. Тот, кто не знает и знает, что он не знает – может научиться, научи его. Тот, кто знает и не знает, что он знает - спит, разбуди его. Тот, кто знает и знает, что он знает – пророк, учись у него. У учителя есть три пути, чтобы поступать разумно:1. Благородный – размышление. 2.Легкий - подражание. 3. Горький (трудный) – опыт. Все три пути должны присутствовать на уроке. Учитель должен развивать в учениках не только знания, умения и навыки, но и убеждения. Учитель должен знать на каком уроке, какое качество он должен воспитывать, но нравственным должен быть каждый урок. Ценности бывают базовые и периферийные. Базовые остаются на всю жизнь, как основополагающие, а периферийные могут изменяться. Ученик должен прочно стоять на базовых ценностях своей страны и своего народа. Человек рождается дважды. Один раз, когда выходит из утробы матери, а второй тогда, когда узнает Истину. Что вас беспокоит в современной школе? Мир разрывается в голове ребенка. Человек должен получить сначала высшее человеческое образование, чтобы стать человеком. Лисенок получает сначала высшее лисье образование, орел- орлиное, рыба - рыбье. А человек? Цель воспитания - научиться обходиться без нас наших детей. Школа- островок воспитания, а дом-материк. Януш Корчак сказал: «Помоги ребенку стать не тобой, а собой».
Я- УЧИТЕЛЬ Я – Любовь и Преданность, Вера и Терпение. Я – Радость и Сорадость, Страдание и Сострадание. Я – Истина и Сердце, Совесть и Благородство. Я – Ищущий и Дарящий, Нищий и Богатый. Я – Учитель и ученик, Воспитатель и Воспитанник. Я – Прокладывающий Путь И Художник Жизни. Я – Убежище Детства И Колыбель Человечества. Я – Улыбка Будущего И Факел Сущего. Я – Учитель от Бога И Соработник у Бога. Ш.А.Амонашвили.
Мудрость окрыляет Дорогой Друг! Если твоя душа стремится
искренне,открыто, вдумчиво, вопросительно, с улыбкой,восхитительно, удивленно и окрыленно!
О, Урок! Ты – Солнце! – пишет Ш.А.Амонашвили. Один из учителей удивится этому как своему открытию, другой подумает: «Как идеалистично!», а третий – вдохновится создать урок-солнце для своих детей. Потому что он понимает Урок как Дар учительского сердца ученику. Мы знаем солнечные уроки педагога Ш.А.Амонашвили. Как в капле росы можно увидеть целый мир, так в уроке Шалвы Александровича можно увидеть всю Гуманную Педагогику. * * * * * Понятие Урок – одно из базисных понятий в гуманно-личностной педагогике Ш.А.Амонашвили. Сам автор обращается к изначальной сути слова У+Рок. «Если принять, что слово состоит из двух слагаемых – У+Рок, то получим следующую расшифровку. «У» в данном случае будет эквивалентом санскритского УРА, что означает Свет. В нем же мыслится: Высший Логос, Слово, Бог, Жизнь, Любовь (см.: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… В нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». – Евангелие от Иоанна). А РОК следует понимать как Судьбу, которая складывается, зарождается именно в данное время. Таким образом, надо полагать, что изначальная семантика слова Урок вмещает в себя следующее смысловое содержание: Свет Судьбы, Жизнь Судьбы, Первоначальное Божественное начало Судьбы; Судьба, зарождающаяся (складывающаяся, восходящая) через Свет, через Логос, (Слово), через Жизнь, через Любовь. Понятие Свет содержит в себе также суть синтеза духовности и знаний. ....в Школе Жизни Урок является важнейшей, ведущей формой творения судьбы детей; в нем аккумулируется жизнь Ребенка, жизнь детей, и обогащается она Светом духовности и знаний… Урок …есть сама жизнь детей» (Ш.А.Амонашвили. Школа Жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. С. 45-46). * * * * * В Школе Жизни и уроки необычны: уроки познавательного чтения, уроки письменноречевой деятельности, уроки математических воображений, уроки духовной жизни, уроки постижения красоты, уроки общения, уроки о мире наук, уроки о природе, уроки компьютерной грамотности, уроки иностранной речи, уроки смелости и выносливости, уроки игры в шахматы. А урок серцеведения, урок мудроречия? Это – уроки жизни детей и для детей. * * * * * А традиционно урок рассматривается как форма организации обучения. Она предполагает свою структуру, состоящую из элементов, свою логику, содержание, требования к себе и т.д. И такое формальное, обезличенное, «неживое» знание о самом уроке не позволяет учителю выйти на искусство живого, духовно и нравственно возвышенного урока. А множество требований к уроку, заложенных авторитарной педагогикой, как «путы» связывают руки учителя, его крылья, заставляют забыть о своей душе. Такой учитель связывает или сдерживает стремление ребенка к полету на уроке, забывая о его душе. В традиционной педагогической практике уроки схожи в том, что ребенок не переживает вдохновенных минут, возвышенных эмоций и чувств, радости и удивления. Он переживает другие эмоции, связанные с уроком, о котором учитель говорит: «учу», «обучаю», «даю урок». К сожалению, «урокодавательство» распространено. С ним связана педагогическая слепота и глухота авторитарного учителя. С ним связаны обделенность и обедненность жизни ребенка, детей – душевностью, знанием, радостью, любовью, благородством и т.д. А это означает, что ребенку «дарят» скудость жизни – жизни обезличенной, неодухотворенной, без вдохновения, без творчества, без радости, без света.
Ученики мы вечные с тобой, И постигаем Истины уроки..... Мы – дети Эволюции, друг мой, Ур-ок – для нас являет Света око... Из кн. Марианна Озолиня. По ступеням Красоты…. Стихи. Рига, 2004 г., С.127 2.
«Школа (лат. sckale) означает лестницу для восхождения души и духовности человека. Лестница эта находится в Учителе, Воспитателе, он и есть Школа», – записано в Манифесте Гуманной Педагогики. Из Манифеста Гуманной Педагогики. Педагогическое созвездие слов. Замечательным словом скале Школу римляне называли. Скале – духа скала, Значит – в вечной она вертикали…… Шпиль ее высоты мудрецы неусыпно искали. Скале – это шкала, измеренье добытого знания. Вверх и выше уводят ступени в просторы познания. Поднимаясь по ним, сердце трепетно в Небо глядит. А на самой вершине наш Учитель с улыбкой стоит…. | |
Категория: Классное руководство | Добавил: C()BR@ (14.03.2014) | |
Просмотров: 488 |
Всего комментариев: 0 | |