Главная » Статьи » Классное руководство |
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на ее территории всеми правами и свободами, несет равные обязанности. Конституция Российской Федерации гласит: «Мы,
многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на
своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие,
сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из
общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память
предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и
справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая
незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и
процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и
будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем
КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Современный
период в российской истории и образовании ― время смены ценностных ориентиров. В
90-е г г. прошлого столетия в России произошли как важные, позитивные
перемены, так и негативные
явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти
явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское
самосознание, на отношения людей к обществу, государству, закону и труду, на отношения человека к человеку. В период смены ценностных ориентиров нарушается
духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи,
происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и
нравственных установок. В России указанный период был обусловлен быстрым
демонтажем советской идеологии, поспешным копированием западных форм жизни. Несмотря на установленные российским
законодательством общественные ценности
и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система
ценностных ориентиров, объединяющих
россиян в единую историко-культурную
и социальную общность. В российском обществе стал ощущаться
недостаток сознательно принимаемых большинством граждан
принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и
конструктивного социального поведения, а также отсутствие
созидательных ориентиров смысла жизни. В 2007 и 2008 г г. в посланиях Президента
России Федеральному
Собранию Российской Федерации было подчеркнуто,
что «Духовное
единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный
фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь
тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него
есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к
родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к
памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это
национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета
страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических
и политических отношений». Образованию отводится
ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского
общества, его сплочении перед лицом внешних
и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении
уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству,
настоящему и будущему своей страны. Ценности личности формируются в
семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах,
в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее
системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности
происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено
всем укладом школьной жизни. Новая российская общеобразовательная школа должна
стать важнейшим фактором, обеспечивающим
социокультурную модернизацию российского общества. Именно в школе должна быть сосредоточена не
только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь
школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через
который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного
состояния общества и государства. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному,
духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания
в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве
отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое
значение имеют следующие друг за другом возрастные переходы от
детства к подростковому возрасту, а затем к юности. «Перестройка
потребностей и побуждений, переоценка ценностей, — утверждал
Л.С. Выготский, ― есть основной момент при переходе от возраста к
возрасту»[1]. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России в сфере
общего образования (далее – Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании»,
на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской
Федерации. Концепция
является методологической основой разработки и реализации федерального
государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция представляет собой ценностно-нормативную
основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации – семьей, общественными
организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного
образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого
взаимодействия является совместное обеспечение условий для
духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Концепция определяет: ·
характер современного национального
воспитательного идеала; ·
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи; ·
систему базовых национальных ценностей, на
основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа
Российской Федерации; ·
основные
социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и
патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни
в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом
образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими
субъектами социализации, опираясь на национальные традиции, Концепция формулирует социальный заказ современной
общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических
требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в
решении важнейших общенациональных задач. Социальный заказ образованию устанавливается
в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а
также отношений между ними: ·
нация ― государственно-территориальная
и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических,
историко-культурных и духовно-ценностных
характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный
народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную
гражданскую нацию, включающую этнические
общности, которыми в России могут называться
«нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и
народы. Двойное использование категории нация (в общегражданском и
этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации»,
означая, что Россия есть национальное государство, а ее народ представляет
собой нацию наций; ·
национальное
государство – государство с общей, контролируемой
центральной властью, хозяйственно-экономической основой, с общей территорией, с
общими историко-культурными ценностями
жителей страны. Российская Федерация - национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения
и отличающееся большой региональной
спецификой; ·
национальное
самосознание (идентичность) – разделяемое всеми гражданами представление
о своей стране, ее народе, чувство
принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют
базовые национальные ценности и общая историческая судьба; ·
формирование
национальной идентичности – формирование у личности представления
о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание
патриотизма; ·
патриотизм
– чувство и
сформировавшаяся позиция верности своей
стране и солидарности с ее народом. Патриотизм включает чувство гордости за свое
Отечество, малую Родину, т.е. город или сельскую местность, где гражданин
родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность
к служению Отечеству; ·
гражданское
общество – общество, способное к самоорганизации на всех
уровнях, от местных сообществ до
общенационального (государственного) уровня, активно выражающее свои запросы и
интересы как через свободно и демократически избранные органы власти и
самоуправления, так и через институты гражданского общества, к которым относятся,
прежде всего, общественные группы, организации и коалиции, а также формы
прямого волеизъявления. Гражданское общество обладает способностью защищать
свои права и интересы как через власть и закон, так и путем контроля над
властью и воздействия на власть и на правовые нормы. Гражданское общество
обязательно предполагает наличие в нем ответственного гражданина, воспитание
которого является главной целью образования; ·
многообразие культур и
народов – культурное
многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех
культурных потоков (или слоев): общенациональной, общероссийской культуры на
основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской
Федерации и глобальных или мировых
культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного
выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия; ·
межэтнический мир и
согласие – единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей
многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие
граждан независимо от национальности, а также политика интеграции,
предотвращения напряженности и разрешения конфликтов на этнической или религиозной
основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т.е. признания и
уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней
граждан других стран;
·
развитие
– процесс и результат перехода к новому, более совершенному
качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему, к некоей
степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. ·
воспитание
– педагогически организованный целенаправленный процесс развития
обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей,
нравственных установок и моральных норм общества; ·
национальный
воспитательный идеал ―
высшая цель образования, нравственное (идеальное) представление
о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены
усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи,
школы, политических партий, религиозных объединений и общественных
организаций; ·
базовые
национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные
нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях
многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к
поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в
современных условиях; ·
духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе
социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать
и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных
идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру
в целом;
1. Национальный воспитательный идеал
Воспитание ориентировано на достижение определенного идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. В средневековой Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и
представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем
пространстве религиозного,
духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих
духовное единство народа. Для сохранения целостности страны, территория
которой постоянно расширялась, нужна была общая система
нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность,
соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие
объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только
этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита
русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило
такой компонент самосознания, как образ Святой Православной
Руси. В XVIII в.
Россия стала империей, сила которой заключалась в централизации
и концентрации государственной власти в руках правящего монарха - императора.
Государство возвышалось над церковью, был
сформулирован новый воспитательный идеал — «человек государственный,
слуга царю и Отечеству».
Образовательная система стала ориентироваться на задачи подготовки профессиональных кадров для
государственных нужд. «Всяческое беззаветное служение на благо и на силу
Отечества, — утверждал М. В. Ломоносов, — должно быть мерилом жизненного смысла»[2].
Главным в воспитании стало
формирование человека-патриота, отличающегося высокой нравственностью,
любовью к науке, трудолюбием,
служением России. Для
императорской России был характерен идеал полезного государству и Отечеству гражданина. В советский период государство
обрело всю полноту власти над гражданином и его частной жизнью. Устраняя влияние церкви на общественную и личную жизнь, подавляя религиозное сознание, советское
государство само стало претендовать на роль новой вселенской церкви. Спектр жизненных смыслов был сжат до веры в
коммунизм и служения коммунистической партии.
Вместе с тем советская эпоха в отечественной истории сформировала
высокий педагогический идеал – воспитание всесторонне развитой личности, дала
примеры массового патриотизма, героического служения, вплоть до
самопожертвования, во имя будущего своей страны и своего народа, пренебрежения
материальным во имя идеального. В 90-е гг. ХХ
в. в России был сформирован идеал
свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от
ценностей, национальных традиций, обязательств перед обществом. Сегодня, на новом этапе
развития Российской Федерации, при определении современного национального
воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать: ·
преемственность современного национального воспитательного идеала по
отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох; ·
духовно-нравственные ценности, определенные в соответствии с
действующим российским законодательством; ·
внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией. Национальным приоритетом,
важнейшей национальной задачей, является преумножение многонационального народа
Российской Федерации в численности, повышение
качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и
нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие
национальной культуры. Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России, Современный национальный
воспитательный идеал определяется: ·
в
соответствии с национальным приоритетом; ·
исходя
из необходимости сохранения преемственности по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых
исторических эпох; ·
согласно
Конституции Российской Федерации; ·
согласно Закону Российской
Федерации «Об образовании» в части общих требований к содержанию образования (ст. 14) и задачам основных
образовательных программ (ст. 9, п. 6). Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как
свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации. | |
Категория: Классное руководство | Добавил: C()BR@ (14.03.2014) | |
Просмотров: 721 |
Всего комментариев: 0 | |